Новости
- Настоятель Петропавловского собора Симферополя протоиерей Александр Якушечкин провёл совещание с руководителями направлений внебогослужебной деятельности храма
- 20 Ноябрь 2024
- Протоиерей Александр Якушечкин в Петропавловском соборе Симферополя провел встречу с руководителем ФАДН России
- 19 Ноябрь 2024
Объявления
- Молодежные встречи в нашем соборе!
- 13 Октябрь 2024
- Объявляется набор в детскую Воскресную школу при Петро-Павловском сборе
- 29 Сентябрь 2024
Проповедь настоятеля Петро-Павловского кафедрального собора протоиерея Александра Якушечкина в Неделю 20-ю по Пятидесятнице, об исцелении гадаринского бесноватого
14 Ноябрь 2013
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Возлюбленные о Господе братья и сестры!
Сегодня за Божественной литургией читалось Евангелие об одном из чудес исцеления, которое совершил Господь. Это исцеление гадаринского бесноватого. Когда Господь ушел в Гадаринскую землю, ему встретился человек, который был бесноватый, одержимый бесом. И настолько силы вражьи мучили этого человека, что он ходил без одежды, спал в гробнице в гробах и руки и ноги его были связаны цепями, но настолько эта бесовская сила была велика, что он разрывал цепи. Этот человек тяжело страдал. Господь подошел к нему и сказал, чтоб бесы вышли из этого страдающего человека. Просили тогда бесы, чтоб Христос не вел их в бездну. И когда Господь спросил: «Как твое имя», он ответил: «Имя мне – легион», потому что много бесов вселилось в этого страдальца. И вот бесы вышли из этого человека и упросили Господа, чтобы им было разрешено вселиться в стадо свиней, которые паслись неподалеку. Бесы вселились в стадо свиней, это стадо понеслось к обрыву, бросилось с него и погибло. А люди, пастухи, которые услышали об этом, увидели это, рассказали другим, и гадаринские жители пришли посмотреть на это чудо. И что они увидели? Они увидели человека, которого, конечно, знал весь город. Этот человек уже был в одежде, был уже в здравом уме и сидел у ног Иисуса. Они увидели, что Господь исцелил его. Но, исполненные великим страхом, они не упали к ногам Иисуса, а попросили уйти Его из их города. И этот страдалец хотел было идти вместе с Господом, но Христос сказал ему остаться и рассказывать другим людям о том чуде, которое с ним сотворил Бог. Вот такой евангельский сюжет сегодня слышали мы.
На что здесь следует обратить внимание? Каждое слово Евангелия нужно анализировать, над каждым словом задумываться и из каждого слова делать выводы. Мы с вами сегодня обратим внимание на три момента. Первый момент – это положение, которое заняли бесы в страдающем человеке, т.е. бес и человек. Человек страдал. И вот эти бесы, которые вселились в человека, сделали его своим оружием. Человек превратился в безмолвное орудие бесовской силы. Не надо думать, что тут только про одержимых идет разговор. Каждый грех, который вселяется в нас: грех осуждения, грех лжи, клеветы, зависти, гордыни, тщеславия, блудных помышлений, чревоугодия и т.д., каждый грех – бесовский грех, который мы совершаем по наущению бесовскому. И мы превращаемся, когда согрешаем, как раз в вот такого человека, одержимого этим грехом. Мы становимся рабами, но не Божьими. Мы становимся рабами грехов, рабами страстей. Но обратим внимание: не только безмолвным орудием греха мы становимся, мы страдаем еще от этого и поделом страдаем. Как и страдал этот одержимый, этот бесноватый. Согрешающий человек не может быть счастлив. Согрешающий человек страдает. Во-первых, от осознания того, что он грешник. Каким бы сладким не казался этот грех, совесть есть в душе каждого, казалось бы уже законченного грешника, каждого законченного преступника. И эта совесть, этот голос совести все равно не дремлет, он побуждает человека к сознанию того, что он сделал, к осознанию своего греха. Человек страдает от совершенных им грехов. Страдает и телесно (может быть, внешне будет казаться, что он очень счастливый, очень достаточный, благополучный человек, ему будут завидовать, с него будут стараться брать пример, о нем будут писать в газетах и журналах). Вспомните знаменитую по гламурным журналам и не только по гламурным, по истории новейшей – принцессу Диану. Казалось, что нет более счастливой женщины на земле. Ну, все казалось бы, у нее есть, ей даже на работу не надо было ходить! И все блага, о которых мечтают миллионы женщин, были у ее ног. А когда произошла эта трагедия, когда она погибла таинственным образом, оказалось, что это был чрезвычайно несчастный человек, который все земное имел и мог иметь еще больше, но счастья в том понимании, которое доступно каждому человеку, т.е радости от жизни, радости от семьи, радости от того, что ты проснулся утром и видишь солнечный свет, пробивающийся сквозь окно и радости от того, что ты живешь в этом мире, созданном Богом, этот человек, увы, не испытывал. Человек страдает от той жизни, которую он совершал неправедно. Поэтому не будем утешаться, что мы немножко погрешим, а потом пойдем, покаемся, произнесем вслух название своих согрешений – и нам станет легче. Не станет легче, если мы произнесем только вслух, потому что мы еще не покаемся. Произнести, хотя иногда бывает и стыдно, и сложно, даже произнести свои грехи – это еще полдела. Это означает, что мы еще на самом начале пути. Надо покаяться на самом деле, т.е. принести подлинный плод покаяния. Что значит: принести такой плод? Представим, что мы в мыслях решили: хорошо было бы съесть яблоко или грушу. Но нужно ведь протянуть руку, т.е. произвести физическое усилие и сорвать этот плод с дерева. Нужно совершить действие. Так вот, подлинное покаяние – это когда мы совершаем действие в своей жизни, когда мы в чем-то каемся и просим у Бога помощи изменить свою жизнь. И вот когда мы, пообещав, начинаем делать это в своей жизни, тогда мы начинаем реально приносить плод подлинного, т.е. истинного покаяния.
Еще очень важный и интересный момент, на который нам стоит обратить внимание. Когда мы анализируем это евангельское чтение, помимо того, о чем мы с вами говорили, помимо того, что произошло с этим человеком, нужно посмотреть и на реакцию Христа на этого человека. Мы можем только догадываться, сколько людей окружало Господа, мы можем только представить себе, какие великие духовные свершения Ему предстояло волею Божьей совершить здесь, во время земного служения. Но Господь останавливается. Оставляет все Свои дела ради одного страдающего человека.
Но вот как часто в жизни мы живем какими-то глобальными планами, ставим какие-то огромные масштабные цели перед собой. Рисуем перспективы, как нам в жизни многого нужно достичь, сколько мы должны совершить, сколько мы должны помочь в доме, в семье, через 10-15 лет как должна измениться наша жизнь, что мы должны построить, какие деревья посадить, как мы должны воспитать своих детей, в какой университет их определить, где заработать деньги, чтобы они учились там. И мы вот живем этими планами и проходим мимо своей судьбы, мимо своей жизни христианской. Мимо человека страдающего, который не просто встретился у нас на пути, как шел грибник по дороге и гриб нашел. Этот человек не просто встретился, этот человек был ниспослан нам Богом, раз мы его увидели и услышали. Но мы проходим мимо страдающего человека. Иначе говоря, мы проходим мимо той задачи, которую перед каждым ставит Господь. Мы проходим мимо события, которое должно было бы в корне изменить нашу жизнь, если бы мы были более внимательны, если бы мы помнили, что жизнь – это не проект и не планы. Мы очень часто боимся завтрашнего дня. Мы терзаемся вчерашним днем, льем слезы. Но не вчерашний день (наше прошлое), ни наше будущее (завтра) от нас не зависит. Таким образом, очень часто мы не живем, потому что мы теряем сегодняшний день, мы его не замечаем, нам кажется, что это какие-то мелкие события, мелкие люди, мелкие детали, малозначительные в нашей жизни, а на самом деле это и есть наша настоящая жизнь, потому что мы не знаем, сколько нам отпущено, будет ли оно, это «завтра». Жизнь есть сегодня, и уже сейчас, в данный момент, нужно жить как христианину, а не когда-то потом, через 10-15 дней или, может, даже через месяц.
Ну, и последнее – то, на что мы, конечно, должны обратить внимание. Мы удивляемся: вот чудаки эти жители земли Гадаринской! Нет, чтобы прославить Господа за такое чудо, нет, чтобы побежать за Ним и ходить за Ним дальше, что жители земли Гадаринской просят? Задержись с нами, побудь с нами? Нет, они просят Его уйти: «Уходи, у нас нет денег на твои чудеса. Нам слишком дорого обошлось Твое чудо, целое стадо свиней потратили. То ли еще будет, этак мы вообще разоримся!» Земные оковы, земной груз тяготеют над человеком. Многие, кстати, сегодня поэтому боятся Христа принять, боятся в храм начать ходить. Боятся сделать шаг навстречу Богу, потому что интуитивно понимают, что нужно будет как-то изменить свою жизнь. И, может быть, даже эти изменения коснутся и материальной сферы. Перестанут быть богом деньги, материальный фактор, благосостояние, благоустройство, комфорт. А вдруг они исчезнут? А вдруг… – и человек забывает, что это «а вдруг» бывает тогда, когда он на себя надеется, когда он не надеется на Бога и на Божью помощь, он забывает, что Бог всем и так руководит, знаем мы об этом или нет. Все в воле Божьей, все в Его руках. Но человек страшится отдать это все под Божью волю. Человек страшится довериться Господу. Потому, что ему легче, ему проще, ему комфортнее доверять себе. Человек боится выбрать Бога, как основополагающую цель своей жизни. Как ту цель, к которой нужно идти, как ту цель, к которой нужно стремиться, преодолевая все бури и невзгоды. Поэтому, дорогие братья и сестры, все, о чем мы тревожимся каждый день, на все вопросы, которые нас терзают в жизни нашей, на все это дал нам ответ Господь, даруя нам Евангелие. Будем его читать внимательно, и не просто читать и размышлять, а еще и приноравливать его к своей жизни и задавать себе вопросы. А действительно ли я живу как христианин? А действительно ли я стремлюсь к Богу? Действительно ли я верующий и вообще, верующий ли я человек? А если верующий, то в кого я верую? В Христа или во всесилие благополучия земного и во всесилие денег? А если я во Христа верую, то, как я должен тогда жить? Как жил Христос? Или я придумаю новую религию, придумаю новое «христианство»? Эти вопросы мы должны себе задавать и, самое важное, отвечать на них. Отвечать честно, потому что отвечаем мы те только самим себе, но и отвечаем перед Господом. Дай нам, Господи, сил найти ответы на эти вопросы и дай нам, Господи, сил этими ответами изменить свою жизнь. Аминь.
назад к списку новостей