Православный приход Петро-Павловского собора г.Симферополя Республики Крым - Неделя святых отцов первого Вселенского Собора. Проповедь секретаря Симферопольской и Крымского епархии, настоятеля Петро-Павловского собора
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Неделя святых отцов первого Вселенского Собора. Проповедь секретаря Симферопольской и Крымского епархии, настоятеля Петро-Павловского собора

16 Июнь 2013

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня Святая Православная Церковь празднует память святых Отцов Первого Вселенского Собора, собравшихся в 325 году в городе Никее, дабы обличить ересь александрийского пресвитера Ария, который увел от истинной Церкви Христовой многих людей.

В свое время архимандрит Кирилл (Павлов) на вопрос, есть ли в наше время старцы, ответил: «Старцыне знаю. Старики – есть». А если послушать наших прихожан, то у нас наберется несколько десятков старцев, к которым обращались прихожане нашего собора и чудные советы получали, «чудные» – иногда может быть даже в кавычках. Так вот, этот человек привлекал к себе очень многих, как привлекают внимание и сейчас некоторые учители и лжепророки, которые говорят, что Церковь неправа, Патриарх неправ, вот здесь Синод принял неправильное решение. То они по идентификационным номерам, то они по штрих-кодам, то еще по каким-то вопросам неправы – по вопросам канонизации царской семьи и так далее. Лукавый всегда найдет вопрос для повестки дня, чтобы взволновать и совратить человека с пути истинного. Он всегда найдет, как это сделать и каким образом, для каждого времени у него существуют свои уловки. Так вот, Арий учил, что «да, конечно Иисус Христос необычайный человек, но Он не был одной из ипостасей Троицы, т.е. он не был Сыном Божьим».

И действительно, что такое Троица? Человечество до сих пор задумывалось, задумывается и будет задумываться над этим, и никогда мы не поймем, как может Троица быть единосущной и нераздельной. Действительно, как это? Бог Отец, Сын и Святой Дух три в одном, как это может быть? Нам это трудно понять, и нам это невозможно понять, и надо себе сказать раз и навсегда, что это недоступно тебе, твоему грешному человеческому разуму, пойми хотя бы то, что ты должен понять: как тебе жить, как тебе спасаться, как тебе исправляться? Вот это пойми, уразумей и выполняй! Эта великая тайна недоступна человеку.

Блаженный Августин приводит историю о том, как он размышлял над вопросом, что есть Троица? Размышлял на берегу океана, и в этих размышлениях он увидел мальчика, юношу, который из этого океана черпает мисочкой, тарелочкой воду и переливает тут же на песке в ямку, эта вода снова уходит, он снова черпает. Она уходит, он снова наливает и так очень много раз. Блаженный Августин удивленно на него посмотрел и спросил: «Что ты делаешь?»– «Я хочу перелить воду из океана в эту ямку». «Но это невозможно», – ответил блаженный. «Вот так же невозможно понять, что есть Троица», – ответил ему этот отрок, а точнее не отрок, а ангел Божий, которого Бог послал, чтобы вразумить этого человека.

И вот, ересь Ария стала распространяться с достаточно большой силой. Вначале император Константин даже не обратил на нее особого внимания. Кто-то говорит правильно, кто-то говорит неправильно, кто-то ругается между собой – надо помирить, призвать всех к миру, согласию, что он и попытался сделать. На самом деле речь шла не о том, правильные или неправильные слова, правильные или неправильные установления. Если бы это было так, то вся наша жизнь в Церкви, весь смысл существования Церкви Христовой свелись именно к правилам и их исполнению. Кстати, многие среди нас, к сожалению, так и понимают христианство: вот есть заповеди, вот есть я, вот есть книжка, где заповеди изложены – налево не ходи, направо ходи, на красный свет не иди, на зеленый иди, на желтый приостановись: как в правилах дорожного движения, только в духовном смысле. Все просто, соблюдай и исполняй, а еще есть традиции, обычаи. Вот пост, это нужно кушать, но нельзя кушать это, можно делать это, но нельзя делать это, т.е. для многих людей вера христианская – это свод правил, запретов и разрешений. Однако это совершенно неправильно, потому что цель христианина заключается не в том, чтобы выполнить или не выполнить что-то. Это совершенно неверно! Цель жизни христианина в обожении, т.е. как можно ближе приблизиться к Божеству. Смысл жизни человека на земле – стать богом по благодати. Какая высокая задача! Какая высокая цель! Как невозможно достичь ее! Но как можно близко к этому подойти, как подходили святые угодники Божии. Христос через свое Боговоплощение, Богоявление, страдания, через Свое воскресенье дает нам это. Именно Христос, Божий Сын становиться человеком, принимает страдания и мучения и воскресает. «Смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав», – поем мы о Христе. В этом и есть смысл христианской жизни. Бог нисходит до человека и показывает человеку, на какую высокую ступень своей духовной жизни может он подняться, не на ступень «выполняй – не выполняй», «правильно – неправильно».

Многие спрашивают: а почему люди уходят в секты? Почему славяне  принимают ислам? Почему? Да потому, что там все просто! Те же буддисты, та же реинкарнация. Жил хорошо – значит, твоя душа вселится в хорошее животное или в человека. Жил плохо – значит в плохое какое-то животное. «Хорошую религию придумали индусы», – пел Высоцкий. Это просто – и всё! Живи так, и будет вот так! Выполняй таким образом свой пост, а ночью кушай что хочешь; умрешь, а у тебя гарем целый будет на небесах. Все очень просто. Вот тебе дорога, вот тебе светофор, и ни о чем не думай. Вот тебе талмуд и выполняй все, что тебе нужно. Вот тебе суббота, отдыхай в субботу, а в остальные дни выполняй заповеди Моисея. Все очень просто! А христианином быть гораздо тяжелее и сложнее. Необходимо каждый день искать в себе силы духовные, каяться, исправляться,  через слезы покаяния приближаться к Богу и становиться богом по благодати. Это невозможно постичь! Все, что говорил Арий, это было ниспровержением самой сути христианской веры, ее основы. Если Христос не воскрес, то и вера наша тщетна! Действительно, когда святой Константин понял, о чем на самом деле идет речь, он решает созвать Вселенский Собор, осудивший ересь Ария.

Дорогие братья и сестры, какой мы урок должны вынести из этих событий? Во-первых, мы должны трезвиться своей духовной жизнью, помнить, что много ересей нас подстерегают и сегодня, в XXI веке. Ересь – это не всегда какие-то адвентисты и баптисты, это могут быть и люди, которые вроде бы говорят православные вещи и выглядят как православные, иконы раздают с Иоанном Грозным, и так далее, и тому подобное. Церковь –это не центральный комитет, не политбюро, где заседают вместо членов политбюро архиереи. Церковь есть соборный разум, Тело Христово, это есть мистический организм, который Бог создает здесь на земле для нашего спасения.

Когда кто-то говорит, что там неправильно, что там кто-то ошибся, не верьте этому, перекреститесь и помолитесь об этом человеке, чтобы не впасть вместе с ним в заблуждение.  «И не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого», – эти слова вспомните, дорогие братья и сестры, потому что, хотя мы и живем сейчас, когда за веру не сажают в тюрьму, не гонят с работы, соблазны подстерегают православного человека еще опасней. На войне понятно, кто есть друг, а кто есть враг, а эта война – война скрытая, война против духов злобы поднебесной, которые могут рядиться в овечьи шкуры, но суть – волки хищные, поэтому, дорогие братья и сестры, будем помнить об этом, и будем все таки жить со страхом Божиим, а не страхом искушением, потому что покуда мы будем прибывать в ограде Христовой Церкви, доколе мы будем членами этой Церкви, доколе мы будем укрепляться Таинствами церковными, мы будем не одни. Мы не одни на этом тяжелом, опасном, извилистом пути, мы не одни! С нами Бог и Святая Матерь Церковь! Сегодня будем особо чтить святых отцов Первого Вселенского Собора, просить их помощи и заступничества. Святые отцы Первого Вселенского Собора, молите Бога о нас. Аминь.



назад к списку новостей