Православный приход Петро-Павловского собора г.Симферополя Республики Крым - Празднование Благовещения Пресвятой Богородицы в Петро-Павловском кафедральном соборе
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Празднование Благовещения Пресвятой Богородицы в Петро-Павловском кафедральном соборе

07 Апрель 2013

В Петро-Павловском соборе г. Симферополя торжественно встретили праздник Благовещения Пресвятой Богородицы и Крестопоклонную неделю. Богослужение проходило при большем стечении народа.

6 апреля Митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь совершил Всенощное бдение, на котором состоялся чин выноса Креста для всеобщего поклонения. Его Высокопреосвященству сослужили клирики главного храма крымской столицы. Чин выноса креста всегда совершается в третью неделю Великого поста. Крест находится посреди храма до пятницы 4-й седмицы. Духовенство и прихожане храма трижды совершили коленоприклонения перед Крестом с песнопением: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим».

В сам день празднований по сложившейся традиции состоялось две Божественные Литургии, на каждой из них по заамвонной молитве духовенство собора по благословению Митрополита Симферопольского и Крымского Лазаря отслужило молебны «Об изобилии плодов земных…» перед началом весенне-полевых работ.

По окончании второй Литургии секретарь Симферопольской и Крымской епархии, настоятель Петро-Павловского кафедрального собора протоиерей Александр Якушечкин, поздравив прихожан с праздником, обратился к ним с проповедью:

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. «Днесь спасения нашего главизна» – так воспевает сегодня Православная Церковь великое событие Евангельское, великое событие в деле нашего спасения – Благовещение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы. Мы имеем множество молитв, множество икон Божьей Матери. Мы к Ней, как ни к кому другому из святых угодников Божьих, чаще всего, пожалуй, обращаемся своими молитвенными воздыханиями, прошениями, со своими скорбями, ибо знаем, что Она стала Вместилищем Невместимого, Она стала Матерью Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа.

О Пресвятой Богородице написано множество трудов и богословских трактатов святыми отцами, учителями Церкви, множество ученых посвящали ей свои научные работы, трактаты. Но что бы мы не читали о Ней, как бы мы ни пытались понять – задумаемся: Божья Матерь ведь была человеческого рода, Она была из обычных людей, но необычность Ее была в святости, в подвижнической жизни. И вот как такое могло произойти, что человеческое естество вдруг становится Вместилищем, Богоизбранным сосудом, Матерью Господа и Спасителя нашего? Когда нам о чем-то рассказывают, человек примеряет это к себе, сравнивает с чем-то знакомым в своей жизни, с чем-то известным, с чем-то увиденным или ранее услышанным, но, как бы мы не пытались это понять, как бы мы не пытались это соизмерить, примерить, применить, вспомнить, ничего у нас не получится. Даже самые мудрые слова, как говорил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в одной из своих проповедей о Пресвятой Богородице, повисают в воздухе, ибо человеческий разум неспособен это постичь, неспособен это принять.

Очень немного повествуется в Евангелии о жизни Пресвятой Богородицы, но это был реальный человек. Спросим: существуют ли какие-либо исторические сведения? Существуют! И я хочу некоторые из них вам сейчас зачитать. Около 110 года по Рождестве Христовом мученически скончался святитель Игнатий Богоносец. Это, кстати тот самый святитель, который изображен на иконе «Христос благословляющий детей», помните эту икону? Там Христос одной рукой благословляет деток, и всегда, на каждой иконе, на руках Он держит одного мальчика. Вот этим мальчиком и был святитель Игнатий. Не может просто так человек, встретивший Христа, безответно пройти это событие. Этот мальчик стал святителем Игнатием, по преданию, именуется он святителем Игнатием Богоносцем.

Вот как он пишет о Пресвятой Богородице: «У нас все знают, — писал св. Игнатий Богоносец — что Приснодевственная Матерь Божия исполнена благодати и всех добродетелей. Рассказывают, что Она в гонениях и бедах всегда бывала весела; в нуждах и нищете не огорчалась; на оскорбляющих Ее не только не гневалась, но даже благодетельствовала им; в благополучии кротка; к бедным милостива и помогала им, как и чем могла; в благочестии — учительница и на всякое доброе дело наставница. Она особенно любила смиренных, потому что Сама была исполнена смирения». Помните, когда архангел к Ней явился в событии Благовещения и произрек Ей ту участь, которая предназначена Ей Богом, как Она вначале смутилась, а потом повиновалась воле Божьей, т.к. была действительно исполнена смирения. Но вначале Она смутилась, вначале Она испугалась. «Кто я такая, – подумала Она,– чтобы ко мне являлся Господь?»

Кстати, история Церкви святой не так много знает случаев, когда Господь, Божья Матерь являются людям. Есть такие события, есть такие случаи. Например, Серафим Саровский тысячу дней и ночей молившийся на камне. К нему являлась Пресвятая Богородица. Другим угодникам Божьим, например, Сергию Радонежскому. Были такие святые угодники Божьи, но их не очень много знает история Церкви. Зато я, грешный священник, знаю из прихожан Петро-Павловского собора людей, которые ничтоже сумняшеся из года в год повторяют одно и то же: что вот я заснул, и во сне мне привиделось, мне явилось это, мне явилось то… Я даже не хочу лишний раз повторять, что рассказывают эти люди! Нужно очень трепетно относиться к своим снам. Если уже что-то пригрезилось (а мы ведь знаем, что сатана может явиться и в каком-то благом обличии, и вот как раз таких примеров, когда дьявол является человеку, то ли в лице ангела, то ли в лице святого угодника Божьего и т.д. история Церкви очень много знает), это все от невежества в нас, от невежества, но не только. Невежда, если он разумный человек, он старается постигать. Что постигать? Да, конечн, не книжки, учебники, а постигать Божью истину. А что такое Божья истина? Опять-таки это не книжки, это плод смирения, это покаяние, это молитва. А невежда греховный, обуреваемый бесовским искушением, продолжает говорить, и писать, и рассказывать и поучать других даже мысленно. Господи, избави нас и помилуй! Как мы молимся в молитве Господней? «И не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого». Для чего нам Христос дал эти слова? Не просто же так, чтобы мы их механически произнесли! Я повторяю: история Церкви знает единицы людей, которым являлся Господь, являлась Божья Матерь. Единицы! Задумайтесь те, кому что-то приснилось из вас, вы меня сейчас слышите. Задумайтесь и убойтесь этого, убойтесь того, что вы уже сотворили, что вы наговорили, написали, может быть движимые даже самими благими побуждениями. Очень часто кажется, что мы идем в благую сторону, и можем даже грамотно излагать свои мысли. Но будут ли эти мысли от Бога, или это будут мысли от лукавого? Здесь уже каждый должен спросить себя. А если не хватает тебе разума, подойди к пресвитеру, т.е. священнику, тоже грешному человеку, но имеющему сан священный вне зависимости от его греховного устроения. Мы можем не понимать Божью премудрость, но мы должны знать о ее существовании и должны знать о своей миссии, о своем долге. Вот, что есть смирение, образцом которого является святая Матерь Божья.

Как же выглядела она? Известный церковный писатель Никифор Каллист, также отталкиваясь от сведений очевидцев, пишет: «Она была роста среднего, или, как иные говорят, несколько более среднего; волосы златовидные; глаза быстрые, с зрачками, как бы цвета маслины; брови дугообразные и умеренно черные, нос продолговатый: губы цветущие, исполненные сладких речей; лицо не круглое и не острое, но несколько продолговатое; руки и пальцы длинные».

Святитель Амвросий Медиоланский жил несколько столетий позже пресвятой Богородицы, но пишет он не от ветра головы своей, как некоторые из нас, когда несут иногда те или иные «истины». Она была Девою — говорит св. Амвросий — не телом только, но и душою: смиренна сердцем, осмотрительна в словах, благоразумна, немногоречива, любительница чтения... трудолюбива, целомудренна в речи (помните, что читала Она Священное Писание и как мы с вами знаем явление архангела Гавриила произошло вскоре после чтения книги пророка Исайи. Этому чтению Священного Писания Она была обучена при храме с детства), почитая не человека, но Бога судьею Своих мыслей; правилом Ее было — никого не оскорблять, всем благожелать, почитать старших, не завидовать равным, избегать хвастовства, быть здравомысленною, любить добродетель. Когда Она, хотя бы выражением лица, обидела родителей?! Когда была в несогласии с родными, погордилась перед человеком скромным, посмеялась над слабым, уклонилась от неимущего? У Нее не было ничего сурового в очах, ничего неосмотрительного в словах, ничего неприличного в действиях: телодвижения скромные, поступь тихая, голос ровный; так что телесный вид Ее был выражением души, олицетворением чистоты. В беседе с другими Она сохраняла благоприличие, не смеялась, не возмущалась, особенно же не гневалась; совершенно безыскусственная, простая, Она нимало о Себе не думала, и, далекая от изнеженности, отличалась полным смирением. Относительно одежд, которые носила, Она довольствовалась естественным цветом их, что еще и теперь доказывает священный головной покров Ее».

Вот это, дорогие братья и сестры, действительно должный образец и для наших женщин. Образ чистоты и красоты не только для женщин, но и для всех для нас – это непререкаемый образец жизни. Можно на этой земле так жить, должно к этому стремиться. Трудно – да! Но на этом пути всегда с нами Матерь Божия, с нами всегда Ее пречистый покров, и мы сегодня молились о том, чтобы Господь послал и урожай на наступивший год, чтобы Господь послал плодоносие нашей земле, нашему народу. Мы молились о том, чтобы Господь молитвами Матери Божьей сохранил наши семьи, наши дома, чтобы Он преумножил те блага, которые дает нам ко спасению, не для накопления, а для спасения.

Духовенство и паства собора просит ваших молитв. В ближайшее время мы приступим к строительству здания возле храма, чтобы там могла разместиться и просфорная, и класс для занятий детей, встреч молодежи, чтобы там могла поместиться ризница и библиотека. Хочу напомнить нашим молодым прихожанам о том, как быстро проходит молодость, как важно найти верных друзей, товарищей по духу, найти вторую половину. Мы в нашем соборе, помимо отряда православных следопытов, возобновляем работу православного молодежного центра. Я обращаюсь сейчас ко всем тем, кому от 16 до 30 лет, чтобы вы не просто приходили в храм молиться, но и общаться со своими сверстниками и священнослужителем. У кого есть дети, знакомые, приглашайте их на встречи, которые проходят каждую субботу в 14:00. Пресвятая Богородице, спаси нас!



назад к списку новостей