Православный приход Петро-Павловского собора г.Симферополя Республики Крым - Проповедь в день памяти святых новомучеников и исповедников Российских
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Проповедь в день памяти святых новомучеников и исповедников Российских

10 Февраль 2013

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Возлюбленные о Господе братья и сестры!
Сегодня, в воскресный день, святая Церковь чтит память Святых Новомучеников и Исповедников российских, пострадавших за веру во Христа в ХХ веке. Это те новомученики, те исповедники, которые приняли мученическую кончину в годы советской власти. Исследователи русской истории в книге «История России – ХХ век» пишут о том, что с 1917 по 1959 год русский народ не досчитался 25 миллионов человек. А если мы сюда, к этим 25 миллионам, прибавим еще и официально названное количество жертв Великой Отечественной войны (жертвы были очень большие, мы помним, что и армия была расстреляна, офицеров фактически не было, потому что практически все, кто получил свои офицерские звания в дореволюционные времена, были репрессированы), то сможем получить цифру около 50 миллионов человек. Из этих миллионов людей, трагически погибших в безбожные страшные годы гонений, множество священнослужителей, среди которых есть и архиереи во главе со святителем Тихоном, Патриархом Московским и всея Руси. В годы советской власти, еще при жизни святителя, был опубликован список врагов народа, и первым, кто в этом списке врагов народа значился, был сам Патриарх Тихон. Безбожная власть (мы делаем вывод) прежде всего боялась Церкви.

А почему же она боялась Церкви Христовой? Ведь христиане – это самые мирные, самые тихие и кроткие люди, которые подобно первым мученикам христианским, даже с улыбкой встречают свою смерть. Когда первых христиан выводили на растерзание, на арену Колизея, то они диких разъяренных зверей встречали с кротостью и смирением. Уж этого ли не знать было Иосифу Джугашвили, в прошлом воспитаннику духовной семинарии, который получал духовное образование и готовился стать священнослужителем, но за кощунственные действия был исключен из нее?! Тем ни менее, он очень хорошо знал и Священное Писание, и чудотворные иконы. Почему же именно Церкви так боялись? Потому что боялись Христа, потому что боялись Бога, потому что власть безбожная не от Бога, все безбожное не от Бога, а от сатаны. И мы сегодня должны не просто перелистывать страницу учебника истории: что вот были когда-то в Колизее первые христиане, потом в 1917 году было когда-то… Это не было когда-то! Это есть и сейчас! Всем нам только кажется, что это было когда-то, но для Бога такого промежутка не существует. Нам только кажется, что если кто-то из наших родственников доживет до 90, до 100 лет, мы считаем его долгожителем. А что такое сто лет по сравнению с вечностью? Это один миг. Мы можем сравнить себя с порхающим мотыльком однодневным. Есть такие бабочки, которые, как утверждают энтомологи, живут всего лишь сутки. И вот вся жизнь этой бабочки, заключается в 24 часах, и в этих сутках (по нашему – один день) для бабочки все: и рождение, и младенчество, и отрочество, и юность, и старость, и смерть! Всего лишь сто лет – скажет вечность, если бы она могла бы говорить. И это не просто было вчера, это было совсем недавно.

Еще живы те люди, которые помнят святителя Луку. Еще живы его иподиаконы, один из них проживает в Ростовской области и передал в наш собор письмо, в котором рассказал, как он юношей иподиаконствовал у святителя Луки, как святитель служил, о том, каким он был архиереем. Этот иподиакон сейчас священник, ему уже 90 лет, он служит в Ростовской епархии. Если кто-то из вас хочет прочитать его воспоминания, мы их передали в журнал «Православие и медицина», где они напечатаны. Святитель Лука находится в числе исповедников и новомучеников, он не был замучен, а умер своей смертью в 1951 году. После 11 лет каторги, тюрем, издевательств, которым он постоянно подвергался, его окружили огромным внимание и уважением, его очень любили люди, о нем писали даже легенды. Одна из них гласит, что будто бы святитель возвращался из поездки, его не встретила машина, и он ехал на общественном транспорте, на автобусе, от аэропорта до места проживания своего. Вы видели на улице Курчатова часовню у дома, где жил святитель Лука. Здесь он принимал больных, принимал всех, кто приходил к архиерею, принимал голодных. Его племянница, которая со своей дочерью приехали к нему, каждый день варили большие кастрюли каши, и на лестнице выстраивались люди, которые были голодные в послевоенные годы, и от святителя Луки получали пропитание. Сам он жил очень скромно. Вот сейчас мы, священники – если у нас порвется подрясник, мы его не надеваем, шьем другой, думаем, где купить ткань, как пошить, а святитель Лука ходил в штопаных подрясниках, штопаной рясе. Но и время тогда было более тяжелое, сейчас наши многие дети не знают даже, что такое штопка, а тогда девочек учили рукоделию, учили штопать, и крестная моей мамы показывала мне, что есть такая особо искусная штопка, где ниточка за ниточкой повторяет саму суть ткани. Царские дети тоже умели штопать и ходили в штопаной одежде, между прочим. И это считалось вполне нормальным трудолюбием, и ничего зазорного в этом не усматривалось.

Вот эти святые мученики, не только духовенство, монахи, но и миряне, отдавали жизнь свою за Христа. Мы сейчас с вами, дорогие братья и сестры, находимся в преддверии Великого поста. Как быстро летит время! Казалось бы, совсем недавно в этом храме стояли рождественские елочки, а вот уже впереди и Великий пост. Если доживем, даст Бог, то встретим и Пасху Господню. Это время тоже очень быстро пролетит, мы все больше начинаем быть похожими на бабочку, время для которой летит очень быстро, сжимается. И вот мы находимся перед началом поста. Самое главное, для чего Бог дает нам пост – для того, чтобы мы очистили свои души. Пол мы чистим пылесосом, моем тряпкой, а чем мы душу свою очищаем? Мы ее очищаем покаянием. Пост дан нам для покаяния. И вот, когда мы каемся в своих грехах (а несть человек, если не согрешит, т.е. нет людей, которые живут и не согрешают, все мы люди грешные), мы понимаем свою греховность, но все-таки иногда считаем себя лучше других людей: да, я грешный, но не такой, как вот этот человек. Ведем себя, как фарисей. Мы иногда пытаемся обмануть себя, чтобы успокоить свою совесть: я, конечно, согрешаю, но кто-то согрешает больше. Вот начальник мой – он еще больше согрешил; вот священника я однажды увидел – то-то и то-то он неправильно сделал, а если он согрешил, то уж куда мне, грешному и убогому. Мы стараемся обмануть себя, обмануть свою совесть. Что такое совесть?

Совесть – это голос Бога в душе человека, т.е. мы, к сожалению, таким образом стараемся обмануть Бога. Но когда наступает время поста, время покаяния, что мы должны делать? Мы должны перешагнуть через свое «я», через свою гордыню, через свои грехи. Мы должны отречься от своей греховной жизни, отречься от всего своего и последовать за Христом. Вот так, как следовали за ним святые новомученики и исповедники российские, память которых мы сегодня совершаем. И это очень важно – уметь отвергнуться себя, построить свою жизнь так, чтобы не думать, что скажут окружающие. Им было гораздо труднее, чем нам сегодня, все окружение было безбожное, в газетах писали, что Бога нет, устраивали диспуты антирелигиозные. Я помню, когда был ребенком, и мама приводила меня в поликлинику, это уже были, конечно, не сталинские годы, но там висел плакат «Религия яд – береги ребят» и прочие, прочие атеистические лозунги. Они были везде, а в суровые сталинские годы человека расстреливали за то, что он ходил в храм Божий. Я очень долго удивлялся: почему во многих храмах не разрешают фотографировать? И прихожане к этому плохо относятся. Казалось бы, что плохого, если кто-то фотографирует службу? Не будет же он щелкать сто раз подряд, чтобы сорвать службу? У него батарейка сядет, он не сможет столько щелкать. Наверно, это память тех советских времен, когда в каждом храме был фотограф, только состоял он не в штате храма, а в штате НКВД и фотографировал всех новоприходящих в храм – тех, кто только пришел в храм помолиться. Потом по этим фотографиям людей разыскивали, увольняли с работы, а раз увольняли с работы, значит, мог быть и повод для ареста и т.д. и т.п.

Вот мы должны, дорогие братья и сестры, у новомучеников и исповедников научиться, как отречься от себя, как следовать за Христом, доверить Ему всю свою жизнь, без оглядки на посторонних, без оглядки на общество. Что с нами произойдет? Произойдет то, о чем нам писал апостол Павел в апостольском послании, которое мы сегодня читали и слышали за Божественной Литургией. Апостол пишет: «Я уверен, что никто и ничто – ни люди, ни ангелы, никто, ничто не сможет оторвать нас от любви Божьей, отлучить нас от Божьей любви». Кстати, это тоже хороший пример: есть те, кто любит бороться с Церковью под видом борьбы с номерами, под видом борьбы за единство Церкви. На прошлой неделе устроили митинг-пикет перед епархией, якобы за единство Русской Православной Церкви, такие лжеборцы-псевдоказаки, которые должны охранять Православную Церковь, но в храм, к сожалению, не ходят и лоб не перекрестят, а уж Символ веры тем более не знают.

Что это такое «За единство Русской Церкви»? Да они тем самым расшатывают это единство, так же, как и борцы с этими номерами. Конечно, это от лукавого, и конечно, Церковь возвышает свой голос, вопиет против этого тотального контроля, но что дальше? Идти штурмом на правительство? На государство? Идти на баррикады? Или залезть в катакомбы? Под землю, как некоторые «православные» еретики со своей «паствой» лезут в подземелье? Мы помним, что было в Пензенской области в России, когда люди несколько месяцев под землей просидели, ожидая пришествия, ожидая конца света и пришествия антихриста. Да разве можно так спастись? Да разве это спасает душу человека от власти антихриста, разве какой-то паспорт, какой-то чип, какая-то пластиковая карточка? Отсутствие или борьба с ней будет спасительной? Все это враг придумал. Почитайте проповедь-послание приснопоминаемого архимандрита Иоанна (Крестьянкина), когда его спрашивали про идентификационные номера и прочее… Еще раз повторяю: никто не говорит, что это доброе дело, но для чего враг рода человеческого, а об этом пишет отец Иоанн, об этом он говорит в своем послании, что это враг рода человеческого придумал борьбу с этими номерами и прочими явлениями, для того чтобы расколоть единство Церкви, для того чтобы расколоть народ Божий, для того чтобы посеять недоверие у верующих к священноначалию, к своему Патриарху, к своему духовенству. Это уже было в истории Церкви, когда новомученики шли на Голгофу, а некоторые шли на сотрудничество с безбожной властью, появилось такое движение обновленцев. Мне один знакомый принес архивное дело: вот посмотрите, может быть, это тоже будущие новомученики, там епископ был Симферопольский и Крымский и т.д. Странно: что это за епископ, которого мы не знаем в святцах, который не причислен к лику святых? Оказалось, что это еретики, которые пошли на сотрудничество с безбожной властью, которые учредили обновленческий раскол, а потом сами были репрессированы и расстреляны. Это не ирония судьбы, это воздаяние, которое Господь дает уже здесь, на земле. Мы должны свято беречь единственное, подлинное единство Русской Православной Церкви, частью которой являемся мы – прихожане Украинской Православной Церкви.

Украинская Православная Церковь – это автономная часть Русской Православной Церкви, неотделимая никем и ничем, потому что этого не желает ни народ, ни священноначалие. Так вот, единство Церкви Русской нужно крепить и беречь именно в молитве, на литургии, в евхаристии, в делах, угодных Богу, в прославлении святых новомучеников, рассказывать, что в нашей истории была такая трагическая страница. Кстати говоря, за эту свободу мы заплатили 50 миллионами жизней, кровью новомучеников заплатили мы за эту возможность молиться и находиться сейчас в храме Божьем. Мы должны это знать и беречь единство нашей Церкви. Мы должны учить вере святой своих детей, пребывать сами в страхе Божьем и готовиться к посту Великому. Мы должны себя спросить: а через какое свое «я» лично я перешагну? Как я перешагну через свой грех? Как я последую за Христом? Что я в своей жизни сделаю, чтобы хоть на полшага приблизиться к тому пути, который заповедал нам Спаситель? Аминь.



назад к списку новостей