Новости
- Настоятель Петропавловского собора Симферополя протоиерей Александр Якушечкин провёл совещание с руководителями направлений внебогослужебной деятельности храма
- 20 Ноябрь 2024
- Протоиерей Александр Якушечкин в Петропавловском соборе Симферополя провел встречу с руководителем ФАДН России
- 19 Ноябрь 2024
Объявления
- Молодежные встречи в нашем соборе!
- 13 Октябрь 2024
- Объявляется набор в детскую Воскресную школу при Петро-Павловском сборе
- 29 Сентябрь 2024
Воздвижение Креста Господня
27 Сентябрь 2011
Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтим Крест Твой святый, имже нас спасл еси от работы вражия.
Обретение Честнаго Креста имело место в царствование святого равноапостольного Императора Константина Великого. По сообщениям церковных историков IV века, мать Константина, святая равноапостольная Елена, отправилась по просьбе царственного сына в Иерусалим, чтобы найти места, связанные с событиями земной жизни Христа, а также святой Крест, чудесное явление которого явилось для святого Константина знаком победы над противником.
Накануне вечером, в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня в Петро-Павловском кафедральном соборе настоятель собора протоиерей Александр Якушечкин возглавил Всенощное бдение и чин воздвижения Креста Господня. Чин воздвижения – является прообразом тех событий, которые происходили в те далекие времена в окрестностях Иерусалима: при огромном стечении народа для всех не было возможности подойти и приложиться ко Кресту, поэтому патриарх Макарий поднял Крест, чтобы всем было его видно (т.е. совершил его воздвижение – по-славянски), народ совершал поклонение Кресту и молился: «Господи помилуй!». По чину предстоятель 5 раз при пении «Господи помилуй» (100 раз) совершил воздвижение креста на 4 стороны света: на восток, на запад, на юг, на север, и в последний раз на восток. При общем поклонении Кресту в этот день в храме пелся особый тропарь: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим».
В сам день праздника, после Литургии отец Александр поздравил молящихся с праздником Воздвижения: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры, сегодня, в день праздника Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня, по мудрому устроению нашей Святой матери Церкви, все мы еще раз вспоминаем о том, как святая равноапостольная царица Елена, прибыв на Святую землю обрела Древо Честнаго Животворящего Креста Господня и как этот Крест затем воздвиг Патриарх Иерусалимский, чтобы каждый мог поклонившись этой великой Святыне возвеличить, восславить и воспеть Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа. Церковь, в честь этого двунадесятого Праздника, предлагает нам особые песнопения, особое Евангельское и Апостольское чтение. Мы должны очень внимательно слушать, когда читается Апостол и Евангелие, потому что Сам Господь обращает к нам Свои слова. И апостол Павел не только Коринфянам, но и к нам, то есть, к Симферопольцам, прихожанам Петро-Павловского Собора пишет свое послание, он обращает его ко всему миру, ко всем верующим во Христа. Первая строка сегодняшнего апостольского чтения некоторых приводит в недоумение там сказано: «Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, - сила Божия» (1Кор.1:18). Как это понять? Конечно же, имеется в виду не юродство во Христе, когда святые люди берут на себя особый, подвиг претерпения осмеяния и непонимания окружающего мира, терпения различных поношений Христа ради. Юродство не в этом смысле имелось в виду, в послании апостола Павла, а юродство в смысле «безумие», ибо слово юродивый произошло от греческого слова урос – безумный. Итак Крест для погибающих – это безумие и это действительно так.
Погибающие - это те люди, которые не восприняли Христа, это и те язычники, которые были Его современниками. Римляне тоже считали себя верующими людьми, но поклонялись различным богам. У них все было планомерно и размерено. Были боги войны и боги торговли и т.д. Что еще нужно было человеку? Молись богам и выбирай себе бога! Любишь пить вино молись Дионисию, занимаешься торговлей - молись Меркурию и так далее, живи в согласии с богами, радуйся веселись, наслаждайся их защитой и помощью! И тут приходит Сын Божий и говорит о Спасении, и восходит ради нашего спасения на Крест. Как через Крест? Через страдание, через мучение может прийти Спасение? Это для них было непонятно – это казалось безумием, для язычников, как, впрочем, и для многих наших современников. Святейший Патриарх Кирилл, в одной из своих проповедей на этот день за 2009 год рассказывает о том, как к нему, после совещания о том преподавать или нет в России «Основы Православной культуры», подошел убеленный сединами, очень образованный человек и вполне серьезно сказал: «Ваше Святейшество, дети привыкли веселиться, радоваться, играть а мы о Кресте, Страданиях о том что Кровь пролилась. Давайте что-нибудь изменим, как-нибудь смягчим, подкорректируем. « Что подкорректируем? Что смягчим? Мы изменим само христианство? Мы потеряем сам смысл христианской веры!» И теряем. Да, Христос принес радость Спасения, об этом мы с вами всегда должны помнить и радоваться Кресту, но это не та радость, о которой говорят протестанты: «Все радуйся, аллилуйя, ты спасен, раз ты уверовал!»
Крест – это не орудие убийства, как казалось бы на первый взгляд и как это воспринимали иудеи, апостол пишет что для иудеев Крест был соблазном, а для эллинов Крест – это безумие, «а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие» (1 Кор. 1:23), кстати, как это восппринимается безумием является некоторыми современными сектантами. Например, Иеговисты, говорят: «Как это вы молитесь, поклоняетесь и прикладываетесь ко Кресту– это ведь орудие убийства, это все равно, что виселицу поставить в центре храма, и молиться перед ней, или топор, если кому-то голову отрубили, или пистолет, если кого-то застрелили…». Но христианин воспринимает Крест не как орудие убийства, а воспринимает его, прежде всего, как Жертвенник, на который добровольно взошел Господь. Почему Он взошел - в этом тайна Креста, тайна христианства. В чем здесь секрет? Секрета нет, читай Евангелие внимательно – кто бы ты не был еретик, язычник, сектант или православный христианин, и там найдешь все ответы на свои вопросы. А сказано там:«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (От Иоанна 3:16). Вот вам ключ к пониманию – Любовь.
Любовь прежде всего двигала Богом, чтобы он послал Христа к нам, любовь к роду человеческому. Любовь к Богу и к нам грешным двигала Спасителем Христом, когда Он добровольно восходил на этот Жертвенник, добровольно принимал мучения и страдания, добровольно снисходил к нашим немощам человеческим, отрекался от себя, вот в чем смысл христианства, вот в чем смысл должен быть и нашей жизни. Любовь к ближним, к своей стране, к своему Отечеству, к Богу двигала людьми в ходе Великой Отечественной войны, когда они вставали из окопов и шли на передовую, когда они бросались под танк. Еще мальчишка Александр Матросов, которому было всего семнадцать лет, закончил свою жизнь, имея любовь к своей семье, которую он защищал, имея огромную любовь к своему Отечеству. Мы не знаем, произносил ли он слова молитвы, но им двигала та жертвенная любовь, которая составляет суть нашей национальной, православной культуры, которой гордится каждый русский человек, потому что это основа понимания всего нашего нашего православного мира. Поэтому наши фильмы не понятны в Америке, Никита Михалков получил Оскар за первый фильм, а второй и третий, где он показал эту любовь, где офицер и солдат идут в бой с молитвой, где явно виден Божий призыв - это все не понятно западному человеку, потому что не понятен мир православия. Они говорят: «Загадка русской души». Где эта загадка? Да вот она, в любви, доброте, жертвенности. Как было бы прекрасно, если бы все семьи основывались на этой загадочной русской православной любви. Такие семьи есть, они есть и среди наших прихожан, и это крепкие семьи. Как было бы прекрасно, если бы и государство, общество строилось по этому закону. Да, конечно, государство не может жить только по любви, но в центре жизни государства, в центре воспитания молодежи должны быть нравственные основы, которые основаны на Христе, на любви. И такое было, мы с вами, в день рождества Пресвятой Богородицы об этом вспоминали, когда Русь объединилась любовью ко Христу, любовью к своему народу и одолела полчища монголо-татар. Как было бы замечательно, если бы каждый из нас имел в качестве закона своей жизни эту любовь! С кем ты сегодня поругался, на кого ты сегодня злишся, на кого ты сегодня смотришь хмуро, выйдя из дома и прилагаясь ко Кресту, который находится в центре храма, нося на себе Крест Христов? Мы так привыкли к этому, что забываем, в чем смысл христианства, мы забываем тайну нашего православного христианства, а это есть любовь.
Будем же мы любовь иметь в нашем сердце, когда выйдем сегодня после Богослужения, вспомним и спросим себя, на кого я еще сержусь и кого я еще не простил, у кого я еще не попросил прощения, почему я сегодня такой хмурый и неулыбчивый, почему я не взираю на этот мир с любовью, на все, на листву, на животных, на прошедшего мимо и идушего навстречу человека? Все мы должны воспринимать с любовью к Богу и ближнему своему, ко всему миру, который сотворил нам Господь. И вот тогда, мы выполним благословение нашего Святейшего Патриарха Кирилла – приблизим Евангелие к нашей повседневной жизни, сделаем евангельские заветы мерилом нашего бытия. Аминь».
После Богослужения во дворе Петро-Павловского кафедрального собора был совершен водосвятный молебен.
назад к списку новостей