Новости
- Настоятель Петропавловского собора Симферополя протоиерей Александр Якушечкин провёл совещание с руководителями направлений внебогослужебной деятельности храма
- 20 Ноябрь 2024
- Протоиерей Александр Якушечкин в Петропавловском соборе Симферополя провел встречу с руководителем ФАДН России
- 19 Ноябрь 2024
Объявления
- Молодежные встречи в нашем соборе!
- 13 Октябрь 2024
- Объявляется набор в детскую Воскресную школу при Петро-Павловском сборе
- 29 Сентябрь 2024
Великомученик Георгий Победоносец
Святой Георгий родился в богатой и благородной семье, которая приучила мальчика с детских лет к благочестию. Образованный, красивый и смелый юноша быстро продвигался по службе и был возведен царем Диоклетианом в почетное звание воинского трибуна, а затем и тысяченачальника.
Однажды, находясь в судилище и слыша беззаконный, бесчеловечный суд об истреблении христиан, Георгий воспылал ревностью за веру Христову. Раздав свое имущество бедным и отпустив рабов на волю, Георгий восстал среди беззаконного собрания и, обличив нечестие и злоумышление царя, исповедал себя перед всеми христианином и открыл им истины Евангелия. Объятый гневом царь, велел выгнать его из собрания и заключить в темницу. Ноги святого забили в колоды, грудь сдавили тяжелым камнем и оставили в таком положении до следующего дня, надеясь услышать его отречение от веры. Но мученик остался непреклонен. Тогда его нагого привязали к большому колесу, под которым лежали доски с железными шипами. На этом страшном колесе кругом вращали мученика над остриями так, чтобы, вонзаясь в тело, они изрезали его как трость. Бог же укрепил Георгия и сохранил ему жизнь. Некоторые язычники, видя это чудо, обратились ко Христу, в том числе и сама царица Александра, супруга Диоклитиана. Ожесточенный царь приказал продолжить мучения. Связав мученика Христова, его закопали в нерастворенную известь, которая должна была сжечь тело святого. Но Бог и здесь сохранил ему жизнь. Тогда Георгию надели на ноги сапоги, внутри которых торчали острием кверху раскаленные гвозди, и в этой обуви погнали его в темницу с побоями и ругательствами. Что бы впоследствии не совершали над святым угодником Божиим, не перестававшим во время мучений исповедовать Христа, ничто не могло победить его дух. Наконец, ему отсекли главу.
Св. Георгий называется великомучеником и победоносцем, потому что он одержал славную победу над своими мучителями во время своих страданий, изумлявших их и обративших ко Христу многих из неверующих, и по преставлении своем явился славным победоносцем для блага христиан.
Предание говорит, что в странах Ливии жил страшный змей, пожирающий людей и своим дыханием заражающий воздух. Язычники, служа идолам, бросали в жертву этому змею людей, думая, что этим они спасутся. Когда же очередь дошла до царской дочери, вдруг явился на белом коне молодой всадник. Это был св. Георгий, который тут же поразил змея своим копьем. Идолопоклонники после этого случая приняли христианскую веру, а на основе этого древнего предания великомученик Георгий изображается на иконах сидящим на белом коне, под ногами которого лежит страшный змей, поражаемый копьем в пасть. Впоследствии это изображение победы стало принадлежать гербу Российской империи и Российскому знаку отличия, возлагаемому на грудь воинов за их службу и подвиги.
На Руси с древних времен св. Георгий почитался под именем Юрия или Егория. В 1030-х годах великий князь Ярослав основал в Киеве и Новгороде монастыри святого Георгия (Юрьев монастырь) и повелел по всей Руси «творити праздник» святого Георгия 26 ноября (9 декабря). В русских землях народ почитал Георгия как покровителя воинов, земледельцев и скотоводов. 23 апреля и 26 ноября (по старому стилю) известны под именем весеннего и осеннего Юрьева дня. В весенний Юрьев день крестьяне первый раз после зимы выгоняли скот на поля. Изображения святого Георгия встречаются издревле на великокняжеских монетах и печатях.
Дни памяти: 23 апреля/6 мая; 3/16 ноября; 26 ноября/9 декабря.
Тропарь, глас 4
Подвигом добрым подвизался еси, страстотерпче Христов Георгие, и веры ради обличил еси мучителей нечестие: жертва же благоприятна Богови принеслся еси. Темже и венец приял еси победы, и молитвами, святе, твоими, всем подаеши прегрешений прощение.
Ин тропарь, глас 4:
Яко пленных свободитель, и нищих защититель, немощствующих врач, царей поборниче, победоносче великомучениче Георгие, моли Христа Бога, спастися душам нашим.
Кондак, глас 4
Возделан от Бога, показался еси благочестия делатель честнейший, добродетелей рукояти собрав себе: сеяв бо в слезах, веселием жнеши: страдальчествовав же кровию, Христа приял еси: и молитвами, святе, твоими, всем подаеши прегрешений прощение.
Ин кондак, глас 8:
К возбранному и скорому заступлению твоему прибегше вернии, молим избавитися, страстотерпче Христов, от соблазн вражиих, воспевающим тя, и всяких бед и озлоблений, да зовем: радуйся, мучениче Георгие.
Величание
Величием тя, страстотерпче святый великомучениче и победоносче Георгие, и чтим честная страдания твоя, яже за Христа претерпел еси.
Назад к списку