Петро-Павловский кафедральный собор г.Симферополь - Рождественские воспоминания
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Рождественские воспоминания

Пойдемте вместе в Вифлеем

«Среди христиан, - писал в XVIII веке известный английский философ Дэвид Юм,- было замечено, что паломники, видавшие Святую Землю, всегда бывают потом более искренними и ревностными верующими, чем те, кто не имел этого преимущества. Человек, память которого представляет ему живой образ Чермного моря, пустыни, Иерусалима, Галилеи, никогда не может сомневаться в чудесных событиях, рассказываемых Моисеем и евангелистами. Живое представление о месте легко переходит на факты, которые предполагаются связанными с ними по смежности и усиливают веру, усиливая живость мысли. Воспоминание об этих равнинах и реках оказывает на простолюдина такое же влияние, как новый аргумент, и по тем же самым причинам».

Есть в Святой Земле небольшой городок, о котором еще за VIII веков до Рождества Христова пророк Михей сказал: «И ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных; ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля» (Мих. 5,2). Именно Вифлеем стал городом, где суждено было родиться Спасителю мира. Как дорог этот город для каждого верующего! Но не каждый человек за свою жизнь может посетить Святые места. Поэтому в дни Рождества Христова можно мыслями перенестись в Вифлеем. Представить, что стоишь у вертепа, где лежал Младенец Иисус Христос.

А что переживает душа, какие чувства ее наполняют, когда даже мысленно переносишься в Святые места? Об этом лучше всего нам рассказывает блаженный Иероним, когда впервые посетил Вифлеем. «Когда бы я не посмотрел, - говорит Иероним, - на место, где родился Спаситель, всегда имею с Ним сладкий в душе разговор. Господи Иисусе, говорю я, - как твердо было Тебе лежать там, в яслях Твоих, ради моего спасения! Что должен я воздавать Тебе за это? – и мне казалось, как будто Младенец отвечал мне: «Ничего Я не желаю; пой только: «Слава в вышних Богу»…Еще хуже будет Мне в Гефсиманском саду и на Кресте».

А я говорю: «Возлюбленный Младенец! Что же я дам Тебе? Я отдал бы все, что имею»…Но Он отвечал: «И небо Мое, и земля Моя: Я не нуждаюсь ни в чем: отдай лучше все это бедным людям, и Я приму, как бы это сделано для Меня». Я продолжал: «Охотно я сделаю это; но что я дал бы Тебе собственно?» Тогда Младенец отвечал мне: «Если ты такой щедрый, то Я скажу тебе, что ты должен дать Мне: дай Мне твои грехи, твою испорченную совесть и твое осуждение». – «Что же хочешь с ними Ты сделать?» - спросил я. – «Я возьму их на Свои плечи: это будет Моим достоянием и тем великим делом, о котором предсказывал Исаия: «Той грехи наши носит и о нас болезнует». Тогда я начал плакать и сказал: «Божественный Младенец! Возьми, что есть моего, и дай мне Твое! Тобою я оправдан от грехов и верую в жизнь вечную!».

(из письма Гоголя к В.А. Жуковскому)

 

Воспоминания о Вифлееме.

Митрополит Вениамин (Федченков)

Сколько уж раз наблюдал я одно и то же: в праздники подается незаслуженная милость Божия... И как бы ни был я настроен ранее, но в самый праздник, по словам преподобного Иоанна Лествичника, подается «особая благодать». Так было и на этот раз. Праздничную вечерню, накануне Рождества, мы совершали в храме подворья. Народу была горсточка. Но от этого радость не убавилась ничуть... Как только запели стихиры на «Господи воззвах», мне так захотелось петь громко, как всегда в праздники, что я поднял на солею и подпевавших. И как всегда, слова были живыми. Было празднично на душе.

К вечеру приехал епископ Антонин. Служили вдвоем. Народ его любит. И нельзя не любить. Душа - правильная, церковная. На другой день он и проповедь говорил. Рассказал о собственных впечатлениях Вифлеемских (он жил в Палестине). Царь мира родился в худом, да и еще и чужом, вертепе. Рассказывая, епископ Антонин плакал, как плакал он и там. Плакали и мы.

А вчера я служил литургию один на подворье. И снова плакал о грехах своих. И пошли мысли такие: хороша радость, но лучше плач. Ведь радость - дело будущего века, а плач - нынешнее занятие. Да это - самое нужное, самое правильное для нас. И самое отрадное даже.

Да именно для этого Господь и приходил. «Спасти люди Своя от грехов их», говорится в Слове Божием о Нем (Мф. 1, 21). Значит, самое важное - спасаться от грехов. А когда плачешь, то этим омываешь душу свою и просишь Господа тебя очистить. Вот потому и отрадно это покаяние. И нисколько не противоречит оно другой радости - торжеству от праздника. Различны пути действия Духа Божия... И от этого плача стало мирно на душе. Под Рождество - исповедался. Вот и все... Слава Богу Спасителю за все!

Митрополит Вениамин (Федченков). Письма о двунадесятых праздниках. М.: Издательство «Пренса», 2004

 

Праздничный Рождественский стол

У христиан всего мира светлый праздник Рождества Христова имеет теплый, трогательный характер, и является красивым семейным праздником, пронизанным атмосферой всеобщего согласия и любви. В этот день в доме царит мир, дружба, покой и радость. С праздничным настроением люди встречают светлый праздник Рождества Христова. Как правило, за Рождественским столом собирается вся семья. В Рождественский сочельник (на Украине называется Свят вечер) садились за стол после появления на небе первой звезды. Этот обычай связан с Вифлеемской звездой, воссиявшей над пещерой, в которой родился Спаситель мира, Иисус Христос. В честь Вифлеемской звезды верхушку новогодней елки стали украшать звездой после того, когда обычай праздновать Новый год с елками пришел в Россию из Германии при Петре I.

Согласно старинному обычаю, стол посыпался сеном в память о вертепе и яслях, а затем уже покрывался белоснежной скатертью. В России в центре стола ставилось блюдо с сочивом. Традиционно сочиво приготовлялось из 1 стакана зерен пшеницы, 100 грамм мака, 100 грамм ядер грецких орехов и 2 столовых ложек меда с добавлением сахара по вкусу. Обычно очищенные зерна варили на воде и делали рассыпчатую постную жидкую кашу, к которой добавляли ядра грецкого ореха и мед. Сочиво также делали из риса с изюмом и медом.

На Украине в состав блюд праздничного Рождественского стола в сочельник обязательно входят кутья и взвар. Кутья это главное традиционное блюдо сочельника. О ней впервые упоминается в начале XII века в летописи “Повесть временных лет”. В старину кутью готовили чаще из пшеницы, реже из ячменя. Зерна толкли в ступке, но так чтобы не раздробить их, а только содрать с них шелуху. В более позднее время кутью стали делать из риса. Первоначально кутью готовили с медом или сытой (разведенным медом). В поздние времена в кутью стали добавлять маковое молоко (запаренный и растертый мак), изюм, а также измельченные орехи и сахарный сироп.

Продукты, из которых готовилась кутья, имеют символическое значение. Зерно является символом воскресшей жизни. Мед считается символом здоровья и благополучного быта (сладкой жизни). А мак символизирует достаток в семье. Считают, что чем богаче (то есть вкуснее и сытнее) кутья, тем лучше будет урожай и выше достаток в семье. Исходя из этих соображений на Украине в канун Рождества (в Свят вечер) кутью называли богатой и делали её очень вкусной. В России ужин в сочельник был более скромным. На Украине именно с кутьи и начинали трапезу в Свят вечер. Обязательно присутствовал на Рождественской трапезе взвар, который приготовляли из сушеных ягод и фруктов, сваренных в воде и подслащенных медом или сахаром. 7 января к праздничному Рождественскому столу подавались блины, рыбные блюда, заливное, студень из свиных и говяжьих ножек, свиная домашняя колбаса, жаркое, колядки, медовые пряники, ломанцы с маком и медом, торт, кекс Рождественский, пряники, коврижки, печенье, пирожные. Напитки подавались согласно вкусам и достатку.

В Свят вечер молодежь собиралась в группы, наряжалась в маски и костюмы и ходила по домам колядовать. Колядующие носили с собой изображение Вифлеемской звезды и макетик вертепа (пещеры), где родился Иисус Христос, и пели колядки. Колядки представляли собой праздничные песни, приговорки с пожеланием счастья и благополучия семьям, а также молитвенные песнопения, в которых прославлялся Иисус Христос. Колядующих принято одаривать не только деньгами, но чаще всего вкусной снедью типа коржей со сладкой начинкой, конфетами, печеньем, пирожными и пряниками. В день Рождества 7 января снималось ограничение на скоромную пищу и Рождественский стол состоял из вкусных и праздничных блюд.


Назад к списку