Православный приход Петро-Павловского собора г.Симферополя Республики Крым - Хочешь быть полезным? Будь! Как стать своим на приходе: практические советы
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Хочешь быть полезным? Будь! Как стать своим на приходе: практические советы

Достаточно спросить настоятеля – какие варианты вашего участия в жизни прихода возможны. Стесняетесь подойти к священнику? Спросите его на Исповеди. Стесняетесь спросить? Напишите записку... Прошу прощения, что приходится говорить так подробно, но есть масса людей, которые действительно стесняются в общении со священнослужителями до потери речи. По крайней мере первое время. Впрочем, есть виды помощи, на которые поначалу не требуются какие-то особые благословения. Например, помочь прибраться в храме после воскресной службы. Нет, мужчины тут не лишние! Где-то нужно таскать и выбивать ковры, где-то – подносить и выносить воду, что-то сдвигать, что-то переставлять... Нет, вы не станете лишними даже там, где желающих помочь с уборкой обычно предостаточно! Открою секрет: доброжелательный помощник, как правило, всё равно востребован.

Мы очень недооцениваем важность того, с каким настроением и миной надо помогать другим – будь то родные, сослуживцы или братья во Христе. Приведу пример не из церковной жизни: один известный доктор из известной клиники рассказывал, что у них на кухне работает юноша с умственной отсталостью. С какой же любовью доктор о нем говорил! Нет, мальчик не был гением поварского искусства... он просто был мирным и доброжелательным. Да, это всё. Но половина всех конфликтов на кухне гасла на нем, не успев разгореться. Это ведь тяжелая работа – кухня. Но мальчик на любую грубоватую интонацию скажет приветливо: «Хорошо, сейчас сделаю», и делает. А всем вокруг уже как-то и неловко свариться дальше.

Вот так – мальчик с инвалидностью, не слишком смышлен... а всему коллективу от него отрада. Поэтому крайне маловероятна ситуация, когда мирная, доброжелательная помощь по уборке – храма, его территории или подсобных помещений – совсем уж не нужна. Другое дело, что это занятие может показаться скучным или низким.

Простое дело

Хотя эти проблемы идут тут через «или», но они совершенно разные. Человек, которому кажется низкой какая бы то ни было созидательная деятельность, еще не восприял христианского видения творчества. Точка. А вот насчет скучно... мне кажется, скучно бывает убираться тому, кто не видит в этом смысла. А это нередко происходит с теми, кто вообще плохо видит. Лично мне было именно скучно убираться в храме, и именно по этой причине. Вот вымыв общественный туалет при храме, я чувствовала удовлетворение. Потому что это был спальный район Москвы в начале 1990-х, народу там проходила тьма... и туалет вымытый разительно отличался от немытого. В храме же я просто не видела результата своего труда – пыльный пол от непыльного для меня ничем не отличался.

Но, может быть, это еще и вопрос реализации творческого потенциала прихожанина? Возможно. Однако тут своевременно задуматься над таким парадоксом: в приходской жизни в первых рядах спокойных, непритязательных и послушных помощников зачастую стоят начальники и высококлассные специалисты. Людям состоявшимся не скучно пылесосить храм, мыть паникадила или баки для святой воды, возить тачкой торф на газоны, ровнять грабельками землю... они делают это с подъемом, с переживанием нужности дела. Не претендую на всеобъемлемость опыта нашего прихода, но в нем именно так. А если человеку «скучно» простое послушание в храме, то, может быть, это какой-то системный сбой? Может, это признак в принципе неправильного отношения к творчеству?

Впрочем, функция «самого простого дела» может оказаться и стартовой: человека узнают получше, и тогда становится ясно, что еще ему можно поручить. И можно ли вообще… Повторим мысль предыдущего материала: нередко это вопрос не способностей, а мирного духа. Или хотя бы элементарного умения подчиняться другим. 

Как известно, хорошие начальники вырастают из хороших подчиненных. Если на приходе человек научится мирно и старательно помогать кому-то тянуть какую-либо лямку общинной жизни, это даст ему два навыка: собственно этого дела и управления этим делом. Бонусом может идти навык преодоления страха перед новым делом. Причем, пригодиться ко благу Церкви может и то, и другое, и третье. К примеру, в нашем городе, где отток населения в более благополучные (в климатическом плане) земли стабилен, так же стабильно идет и отток прихожан. И активные прихожане, уезжая в другие населенные пункты и попадая в маленькие, слабо сформированные общины, становятся там в высшей степени востребованными. Они востребованы и знаниями, и навыками, и опытом жизни в христианской общине: отношениями внутри нее, переживанием чувства долга, радости служения...

Практический совет

Даже если у вас есть по-настоящему интересные задумки, не начинайте с предложений вселенского масштаба. Выше об этом говорилось, но повторимся, потому что любой архиерей, настоятель монастыря или храма регулярно имеет дело с людьми, которые закипают замечательными идеями... а потом либо бросают их на полдороге, подводя кучу народа, либо со скандалами требуют, по сути, от всех вокруг бросать свои дела, чтобы реализовать их задумку.

Если девушка после окончания столичного вуза возвращается в провинциальный городок, она может, конечно, рассказать настоятелю храма о Рождественских балах. Но если вслед за рассказом следует предложение: «А давайте тоже проведем бал!», то ей надо быть готовой к тому, что на нее посмотрят... в общем, без энтузиазма. – Какой бал?! – скажет настоятель, битый-перебитый проблемами с ЖКХ, требованиями Госпожнадзора и протекающей крышей. – Где взять зал? Где – гардероб?! Но самое главное – где взять людей, которые умели хотя бы вальсировать, не говоря обо всем разнообразии бальных танцев?! Мы не в Москве, милая! И хорошо, если барышня вовремя перестроится и скажет: «М-да, действительно... А давайте я подростков из воскресной школы научу нескольким простым танцам, и мы на утреннике их станцуем? Вместо зала используем рекреацию, а магнитофон с колонками я привезу»… Это было бы очень хорошо,.. но случается не всегда. Нередко человек доказывает и доказывает, что идея его отличная, пока не доведет настоятеля до аллергической реакции на эту самую идею. И на себя самого. Тем самым зарубая на корню возможность реализовывать ту часть своей идеи, которая в данном случае реально возможна.

Другой пример: прихожанка предлагает разбить перед храмом клумбу. Роскошную клумбу – на радость всем. – Здесь надо вынуть плитку и грунт, поставить бордюр, привезти машину земли, купить торфа, потому что земля у нас тяжелая, заказать семена. А, да, еще нужен выход трубы с краном для полива, шланг с коннекторами и поливалка. Вы уже улыбаетесь? А ведь именно так нередко и бывает. Но самое интересное в том, что подобный разговор вполне может состояться и в серьезных тонах, когда настоятель выслушает, запишет и сделает всё, о чем попросили! Догадываетесь, когда такое возможно?

Правильно – когда прихожанка уже озеленила полтерритории. Начинала, взяв благословение привести в порядок дальний угол, на который никто не претендовал. Настолько запущенный, что сделать его хуже было просто невозможно. Работала на нем, не разгибаясь, не просила никаких помощников, не требовала никакого внимания. Когда же появились результаты, тогда стала обсуждать с настоятелем другие возможности. Уважительно, мирно обсуждать! – Не навязывать свое видение вопроса, а стараться воспринять чужую волю – это важно.

– А вы чего бы хотели, батюшка? Вам трудно сформулировать? Давайте, я подборку фото сделаю, и вы посмотрите... А в какую сумму надо уложиться? Ага, ясно... С поливом как? Не густо? Учту... Побольше ночной фиалки?.. Учтите, батюшка, что здесь, на припеке, она вряд ли удастся... Что-то похожее? Вот, такие варианты... Хорошо, записала.

Нужно понимать элементарную вещь в психологии людей: если вас мало знают, то идея с ходу создать висячие сады Семирамиды, разумеется, вызовет отторжение. А если методично делать дела от простого к сложному, то нас узнают, как людей дела и начнут принимать наши идеи в чем-то большем.

Покоить дух ближних

Знаю мужчину, который еще во студенчестве научился шить, чтобы помочь бедному храму. В общем-то, дело не такое невозможное, если вспомнить, что лучшие портные обычно мужчины. Дело не невозможное, но необычное. А он к тому же был студентом и имел скудные средства на эксперименты. Он нашел какой-то магазинчик, где продавали мерный лоскут от портьерных тканей, и нашил стихариков для мальчишек-алтарников, которых настоятель не мог одеть из магазина. Стихарики были простенькие, со швами на видных местах и бедной отделкой. Однако они несказанно украсили службу. А швы на облачениях в старину, например, никого не смущали... чем наше время отличается? Надо ли говорить, что через год паренек уже шил хорошие иерейские облачения? И надо ли говорить, как все были рады? А настоятель уже смело выделял деньги на ткань и отделку, зная, что человеку можно доверять.

Знаю женщину, которая начала свою деятельность ризничей со стирки подризника. Обычная проблема в городах: воду со стирки облачений нельзя выливать в канализацию, и жены не могут стирать батюшкам подризник в квартире. А в храм, где есть сливной колодец, жены священников приходят с кучей ребятишек – не до стирки. И эта женщина, взявшись стирать подризники, должна была разобраться и с особенностями их тканей и отделок. А разобравшись, начала чинить их. А потом и шить... Знаю монаха, который научился прекрасно читать, потому что воцерковлялся среди глуховатых старушек. Он не думал о том, что когда-то его будут ставить чтецом на архиерейских службах и однажды поблагодарит за чтение сам Патриарх... Он просто очень старался быть полезным стареньким бабушкам – читал как можно громче и отчетливей. И у него автоматически поставился на чтение голос. И еще вспоминается многое множество иных путей, на которых люди хотели быть полезны... и Бог дал им быть полезными. Они искренне желали покоить дух ближних своих во Христе. И дано было им.


Назад к списку