Новости
- Настоятель Петропавловского собора Симферополя протоиерей Александр Якушечкин провёл совещание с руководителями направлений внебогослужебной деятельности храма
- 20 Ноябрь 2024
- Протоиерей Александр Якушечкин в Петропавловском соборе Симферополя провел встречу с руководителем ФАДН России
- 19 Ноябрь 2024
Объявления
- Молодежные встречи в нашем соборе!
- 13 Октябрь 2024
- Объявляется набор в детскую Воскресную школу при Петро-Павловском сборе
- 29 Сентябрь 2024
К 130-летию со дня рождения Бориса Пастернака. Я весь мир заставил плакать над красой земли моей
10 февраля исполнилось 130 лет со дня рождения Бориса Леонидовича Пастернака, 30 мая исполнится 60 лет со дня его смерти. Современный биограф поэта сказал о Пастернаке так: «он продолжатель классической традиции и модернист; не признанный советским официозом, но и не запрещенный; еврей – и наследник русской культуры; христианский писатель, разговоров о своем еврействе не любивший и не поддерживавший. Философ, музыкант, книжник – и укорененный в быту человек, копавший огород и топивший печь с истинно крестьянской сноровкой». Парадоксальная характеристика, которая нуждается в уточнении.
Годы жизни Бориса Леонидовича 1890 – 1960 гг., 70 лет земной жизни, жизни интересной, насыщенной событиями и встречами с разными людьми в переломную для России и мира эпоху. Рождение в семье известного художника и талантливой пианистки, несомненно, повлияло на формирование эстетического восприятия мира Борисом Пастернаком, но не стало определяющим в выборе будущих занятий в жизни, хотя сначала казалось, что Борису ни куда не уйти от карьеры профессионального музыканта. Но тайна таланта, а тем более Божьего дара, тайна велика есть. «Жизнь сложилась из цепи случайностей, мною прямо не вызванных и которых я не заслужил и несмотря на свою постоянную рискованность послуживших мне на пользу и на счастье», так писал Пастернак в 1956 году. Закончив в 1908 году гимназию, Борис Пастернак был принят на юридический факультет МГУ. Выбор факультета был обусловлен легкостью обучения на нем, для того чтобы параллельно проходить обучение в Консерватории. Когда с музыкой было покончено, Пастернак, оставив юриспруденцию, перевелся на историко-филологическое отделение МГУ. В период обучения в МГУ, Пастернак прослушал курс философии в Марбурге в университете, где когда-то учился М.В.Ломоносов. В годы учебы Борис Пастернак был участником университетского кружка славянофилов.
Пастернак, будучи по рождению евреем, обучаясь в гимназии, был освобожден от изучения Закона Божьего. Может это и к лучшему. Не секрет, что в это время все больше людей становилось атеистами, даже пройдя курс обучения в духовных учебных заведениях. Борис самостоятельно занялся изучением Священного Писания. Неформальное, продиктованное личной заинтересованностью отношение Пастернака к Православию, позволило прикоснуться ему к сущности христианства. По свидетельству современницы Пастернака, со слов самого поэта известно, что он был крещен. Пастернак знал наизусть почти все церковные службы. По завещанию Пастернака после его смерти над ним был совершен обряд отпевания православным священником.
Эти два факта биографии, классическое образование и христианство, лежат в основе творчества и жизненной позиции Бориса Пастернака, уточним зрелого Пастернака. Ошибки в молодости простительны. В 1956 году поэт писал своим сестрам, живущим в Англии: «Мне было очень стыдно узнать, что какое-то наличие футуристических глупостей, о последствиях которых я не думал, снискали мне подобие имени далеко отсюда. К тому времени я и без этого позора уже отрицал половину сделанного в прошлом и ее стыдился, а тут еще эта преувеличенная переоценка». Еще в 1927 году Пастернак констатировал неизбежность своего разрыва с Маяковским, с которым у него была давняя искренняя дружба. Именно в эти годы, по словам Пастернака, появилась необходимость «в снижении совести ради большей доступности».
Интересны взаимоотношения Пастернака и власти. Пастернак открыто не ругал власть, но относился к ней очень сдержанно, что в те времена в писательской среде было равносильно неподчинению. Казалось, что еще шаг в этом направлении и он мог быть для Пастернака роковым. Он отказывался ездить по всесоюзным стройкам, исправительным лагерям и колхозам. В 1932 году деятельность Пастернака «объявили бессознательной вылазкой классового врага», запретили книги Пастернака в библиотеках. В 1935 году на съезде советских писателей Пастернака снова пригрели, «мне приходится сгорать от стыда, когда так чудовищно раздувают и переоценивают мою роль…». Как глоток свежего воздуха была возможность для Бориса Леонидовича работать в годы войны. Особенно Пастернак был счастлив, когда ему удалось выехать на фронт военным корреспондентом.
Оценить творчество Бориса Пастернака невозможно без романа «Доктор Живаго». Большинством ныне живущих роман был впервые прочитан в начале «перестройки», когда он был переиздан после долгого перерыва. Может самое время перечитать его? Теперь, когда «перестройка», как когда-то революция 1917 года, стала уже историей, да и мы стали другими. Пастернак в своем романе предпринял попытку нового взгляда на революцию, пришел к очень жестким и трезвым выводам. «Роман «Доктор Живаго» это попытка христианского осмысления истории. Сам Пастернак признавал, что такое осмысление было основной целью замысла романа. Замкнутость на земной истории неизбежно приводит к пессимистическому взгляду на нее. Попытки вырваться мыслью за рамки земного бытия – дают надежду».
Стихотворения Пастернака отличаются музыкальностью, глубиной мысли и чувства. Он сам говорил, что пишет стихотворения по законам создания музыкальных произведений. Проза Пастернака является продолжением его поэзии. Есть точная оценка критика: «тексты Пастернака не описывают природу – они становятся ее продолжением». Читая Пастернака и о Пастернаке, обращаешь внимание на его человеческие качества: смирение, доброту, искренность, скромность. «Я больше хотел бы тишины, честности и настоящих дел, без шума и лишних видимостей у себя и на всем свете», – говорил Пастернак в 1935 году. Присуждение ему нобелевской премии было еще впереди, впереди было исключение из Союза писателей, требование этих же писателей лишить Пастернака советского гражданства. А это было для Пастернака самым тяжелым, что, несомненно, сказалось на его здоровье. В письме своему отцу, жившему в Англии, Борис Леонидович писал: «Я глубочайшим своим существом мог бы жить только в России». И еще, Пастернак очень любил Россию, любил ее народ, людей «трудной и скромной участи, там все теплее и выношеннее, и больше, чем где бы то ни было, души и краски». Когда Пастернак был лишен возможности печататься, «поставленные мне границы, создают мне положение мрачное, напряженное, но как ни у кого внутренне независимое и определенное», он не ропщет, а берется за переводы. И еще радуется. Вот уж по истине, «Бог гордым противится, смиренным дает благодать». Прочитайте стихи Пастернака, и вы поймете, что это за чудо, благодать Божия.
Татьяна Сорокина
DUBNA-BLAGO.RU
Назад к списку