Новости
- Беседа со священником после второй литургии - "У самовара с батюшкой"
- 23 Декабрь 2024
- 20 декабря клирик Петропавловского собора прот. Игорь Рогатенюк посетил школу №7 г. Симферополя
- 22 Декабрь 2024
Объявления
- Молодежные встречи в нашем соборе!
- 13 Октябрь 2024
- Объявляется набор в детскую Воскресную школу при Петро-Павловском сборе
- 29 Сентябрь 2024
14 августа Церковь празднует Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня
Мы вспоминаем Того, чьей силой орудие казни сделалось древом жизни для верующего. Происхождение этого праздника связано с традицией, которая в IX веке утвердилась в Константинополе в связи с распространением смертоносных эпидемий в разгар жары – износить в начале августа часть Животворящего Креста из домовой церкви греческих императоров в храм Святой Софии. При этом также освящали воду, выходили крестными ходами на улицы и дороги, и многие недужные исцелялись. По сей день во всех православных храмах в этот праздник совершается чин освящения воды.
Также в этот день празднуется память Ветхозаветных мучеников – Елеазара, его учеников братьев Маккавеев и их матери Соломонии, которые пострадали за неукоснительное хранение Закона Божьего. С именем мучеников Маккавеев связана традиция приносить на освящение мак, что, очевидно, вызвано созвучием его именования с именем мучеников. Этот праздник в народе назван Медовым Спасом, так как к этому времени поспевает мёд нового сбора, который принято приносить в храм, как явное воплощение Божьей милости к нам грешным. Нужно помнить, что освящение меда в этот день – это всего лишь благочестивая традиция, которая никак не связана с праздником Всемилостивого Спаса, и уж тем более не должна затмевать собой истинное значение празднования.
Что касается целительной силы меда, то его благотворные свойства известны всем. Ни у кого не возникает сомнений в полезности и целебных качествах этого продукта. Но суеверно придавать меду, освященному в храме в этот день, некую чудотворную силу – значит поклоняться твари, вместо того, чтобы почитать Творца, Который дал нам все эти блага.
“Сладкий как мед”: Библия о пчелах и пчеловодстве
Архимандрит Павел (СТЕФАНОВ)
Библия – самая распространенная, самая переводимая и самая читаемая книга в мире. В православном варианте это корпус из 77 книг, писанных в продолжение 3500 лет. В Вечной книге можно найти также и бытовые и фольклорные подробности, включая сведения о пчелах и пчеловодстве.
“Пчела” по-древнееврейски – debhora (дебора). Это существительное используется и как женское имя. Кормилица Ревекки носит имя Девора (Дебора) (Быт. 35:8). Перед появлением царей евреями правили судьи – сильные и мужественные люди. Среди них была и одна бесстрашная женщина по имени Девора (Суд. 4-5 гл.).
Пчелы упоминаются в Библии лишь четыре раза, причем только один раз в связи с медом. Известный библейский герой Самсон, муж Далилы, разрывает льва как козленка. Когда через несколько дней он возвращается на это место, то находит “рой пчел в трупе львином и мед” (Суд. 14:8). На первый взгляд выглядит невероятно, что пчелы поселились в мертвом теле. Еще Аристотель в “Зоологии” говорит об отвращении пчел к сильному запаху и гнили. Но в жарком климате Палестины солнце быстро высушивает трупы, а дикие животные очищают кости от мяса. В американском штате Монтана найдены скелеты умерших волов, в которых поселились рои пчел.
В других местах Библии говорится о нападательном духе и коллективном инстинкте пчел. Моисей напоминает евреям об их врагах: “Преследовали вас так, как делают пчелы” (Втор. 1:44). Псалмопевец жалуется на то, что неприятели окружили его как пчелы (Пс. 117:12). В книге пророка Исаии (7:8) пчелы уподобляются наказанию, которое постигнет иудеев, когда ими овладеют ассирийцы.
Неизвестно, разводили ли древние евреи пчел, но это вполне вероятно. Ханаан (Палестина) часто именуется “землею, в которой течет молоко и мед”. Поскольку молоко можно получать только от домашних животных, упоминание о меде в этом выражении намекает, возможно, и на культивирование пчел. Пчелиные ульи на Святой Земле не изменились за прошедшие две тысячи лет. Иногда они представляют собой большой глиняный кувшин с ручками. Но чаще это цилиндры, сплетенные из тутовых веток, длиной около метра и диаметром около 20 см. Их устанавливают горизонтально в тени, чтобы избежать палящих лучей солнца.
Мед (по-древнееврейски debash, по-гречески meli) упоминается в Библии 54 раза, а пчелиные соты – девять раз. Мед рассматривается с точки зрения его функций – как полезная еда, целебное лекарство, составная часть приятных напитков, подходящий подарок и ценная собственность. “Земля обетованная” 21 раз связывается в Библии с медом и молоком. Св. Иоанн Креститель питался саранчой и диким медом в пустыне (Мк. 1:6, Мф. 3:4). Когда Христос воскрес, Он явился своим ученикам и попросил еды, чтобы убедить их, что Он не призрак. Они дали Ему печеную рыбу и соты (Лк. 34:42).
Евреи очень любили мед, поскольку не имели других подсладителей. Он приятен и сладостен для горла (Притч. 24:13). Но, как все в этом мире, его нужно употреблять в меру, чтобы избежать пресыщения и рвоты (Притч. 25:16). Пресыщенный человек отвергает даже такую ценность, как мед (Притч. 27:7). Царь Саул велит народу не есть ничего, пока он не победит филистимлян. Но люди входят в лес и находят там изобилие меда – соты даже разборсаны по земле. Царевич Ионафан нарушает волю царя и ест: “Просветлели глаза его” (1 Цар. 14:27). Пчелы селятся в расселинах скал (Пс. 80:17). Мечта людей – попасть на “реки из меда и молока” (Иов 20:17). Пророк Исаия предсказывает, что в мессианском будущем его соотечественники будут питаться “маслом и медом” (7:22).
До сих пор спорят о том, что собой представляла манна, которую евреи собирали в свое сорокалетнее скитание по пустыне. На вкус она “как лепешка с медом” (Исх. 16:31). Позднее в Талмуде уточняется, что “[сладость] меда – 1/60 манны”. Древние евреи торгуют медом. Согласно пророку Иезекиилю (27:17) они продают мед в Тире, а вероятно и в других финикийских городах. Есть обычай хранить запасы меда в поле (Иер. 41:8).
Мед особенно ценится как подарок. Когда Иаков посылает своих сыновей в Египет за провизией, они в качестве подарка сановнику фараона Иосифу берут “немного меда” (Быт. 43:11). Среди провизий войск Давида отмечен и мед (2 Цар. 17:29). Мудрец Иисус, сын Сирахов, подчеркивает, что мед одна из главных “потребностей жизни человеческой” (39:32).
В Библии мед часто поминается в символическом смысле. Псалмопевец говорит, что суды Господни “слаще меда и капель сота” (Пс. 18:11). Премудрый Соломон сравнивает приятную речь с медом. Она “сладка для души и целебна для костей” (Притч. 16:24). Тот же царь, имевший богатый опыт в любви, предупреждает: “Мед источают уста чужой жены… но последствия от нее горьки, как полынь” (Притч. 5:3-4). Два раза персонажи Библии съедают в видении свиток, который кажется им на вкус сладким как мед (Иез. 3:3, Откр. 10:9-10).
Древние евреи имеют только один храм в Иерусалиме, но там не разрешено сжигать мед на алтаре, вероятно из-за опасности ферментации, или из-за того, что он используется как жертвенная пища окружающими языческими народами (Лев. 2:11). Но его можно дарить храму, подобно другим продуктам (Лев. 2:12).
Сегодня в современном Израиле пчеловодство процветает, и традиции, созданные в веках героями Вечной книги, продолжаются.
Журнал “Светъ”, 5/2012 г.
Назад к списку