Петро-Павловский кафедральный собор г.Симферополь - 14 августа Церковь празднует Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

14 августа Церковь празднует Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня

Мы вспоминаем Того, чьей силой орудие казни сделалось древом жизни для верующего. Происхождение этого праздника связано с традицией, которая в IX веке утвердилась в Константинополе в связи с распространением смертоносных эпидемий в разгар жары – износить в начале августа часть Животворящего Креста из домовой церкви греческих императоров в храм Святой Софии. При этом также освящали воду, выходили крестными ходами на улицы и дороги, и многие недужные исцелялись. По сей день во всех православных храмах в этот праздник совершается чин освящения воды.

Также в этот день празднуется память Ветхозаветных мучеников – Елеазара, его учеников братьев Маккавеев и их матери Соломонии, которые пострадали за неукоснительное хранение Закона Божьего. С именем мучеников Маккавеев связана традиция приносить на освящение мак, что, очевидно, вызвано созвучием его именования с именем мучеников. Этот праздник в народе назван Медовым Спасом, так как к этому времени поспевает мёд нового сбора, который принято приносить в храм, как явное воплощение Божьей милости к нам грешным. Нужно помнить, что освящение меда в этот день – это всего лишь благочестивая традиция, которая никак не связана с праздником Всемилостивого Спаса, и уж тем более не должна затмевать собой истинное значение празднования.

Что касается целительной силы меда, то его благотворные свойства известны всем. Ни у кого не возникает сомнений в полезности и целебных качествах этого продукта. Но суеверно придавать меду, освященному в храме в этот день, некую чудотворную силу – значит поклоняться твари, вместо того, чтобы почитать Творца, Который дал нам все эти блага.

“Сладкий как мед”: Библия о пчелах и пчеловодстве

Архимандрит Павел (СТЕФАНОВ)

Библия – самая распространенная, самая переводимая и самая читаемая книга в мире. В православном варианте это корпус из 77 книг, писанных в продолжение 3500 лет. В Вечной книге можно найти также и бытовые и фольклорные подробности, включая сведения о пчелах и пчеловодстве.

“Пчела” по-древнееврейски – debhora (дебора). Это существительное используется и как женское имя. Кормилица Ревекки носит имя Девора (Дебора) (Быт. 35:8). Перед появлением царей евреями правили судьи – сильные и мужественные люди. Среди них была и одна бесстрашная женщина по имени Девора (Суд. 4-5 гл.).

Пчелы упоминаются в Библии лишь четыре раза, причем только один раз в связи с медом. Известный библейский герой Самсон, муж Далилы, разрывает льва как козленка. Когда через несколько дней он возвращается на это место, то находит “рой пчел в трупе львином и мед” (Суд. 14:8). На первый взгляд выглядит невероятно, что пчелы поселились в мертвом теле. Еще Аристотель в “Зоологии” говорит об отвращении пчел к сильному запаху и гнили. Но в жарком климате Палестины солнце быстро высушивает трупы, а дикие животные очищают кости от мяса. В американском штате Монтана найдены скелеты умерших волов, в которых поселились рои пчел.

В других местах Библии говорится о нападательном духе и коллективном инстинкте пчел. Моисей напоминает евреям об их врагах: “Преследовали вас так, как делают пчелы” (Втор. 1:44). Псалмопевец жалуется на то, что неприятели окружили его как пчелы (Пс. 117:12). В книге пророка Исаии (7:8) пчелы уподобляются наказанию, которое постигнет иудеев, когда ими овладеют ассирийцы.

Неизвестно, разводили ли древние евреи пчел, но это вполне вероятно. Ханаан (Палестина) часто именуется “землею, в которой течет молоко и мед”. Поскольку молоко можно получать только от домашних животных, упоминание о меде в этом выражении намекает, возможно, и на культивирование пчел. Пчелиные ульи на Святой Земле не изменились за прошедшие две тысячи лет. Иногда они представляют собой большой глиняный кувшин с ручками. Но чаще это цилиндры, сплетенные из тутовых веток, длиной около метра и диаметром около 20 см. Их устанавливают горизонтально в тени, чтобы избежать палящих лучей солнца.

Мед (по-древнееврейски debash, по-гречески meli) упоминается в Библии 54 раза, а пчелиные соты – девять раз. Мед рассматривается с точки зрения его функций – как полезная еда, целебное лекарство, составная часть приятных напитков, подходящий подарок и ценная собственность. “Земля обетованная” 21 раз связывается в Библии с медом и молоком. Св. Иоанн Креститель питался саранчой и диким медом в пустыне (Мк. 1:6, Мф. 3:4). Когда Христос воскрес, Он явился своим ученикам и попросил еды, чтобы убедить их, что Он не призрак. Они дали Ему печеную рыбу и соты (Лк. 34:42).

Евреи очень любили мед, поскольку не имели других подсладителей. Он приятен и сладостен для горла (Притч. 24:13). Но, как все в этом мире, его нужно употреблять в меру, чтобы избежать пресыщения и рвоты (Притч. 25:16). Пресыщенный человек отвергает даже такую ценность, как мед (Притч. 27:7). Царь Саул велит народу не есть ничего, пока он не победит филистимлян. Но люди входят в лес и находят там изобилие меда – соты даже разборсаны по земле. Царевич Ионафан нарушает волю царя и ест: “Просветлели глаза его” (1 Цар. 14:27). Пчелы селятся в расселинах скал (Пс. 80:17). Мечта людей – попасть на “реки из меда и молока” (Иов 20:17). Пророк Исаия предсказывает, что в мессианском будущем его соотечественники будут питаться “маслом и медом” (7:22).

До сих пор спорят о том, что собой представляла манна, которую евреи собирали в свое сорокалетнее скитание по пустыне. На вкус она “как лепешка с медом” (Исх. 16:31). Позднее в Талмуде уточняется, что “[сладость] меда – 1/60 манны”. Древние евреи торгуют медом. Согласно пророку Иезекиилю (27:17) они продают мед в Тире, а вероятно и в других финикийских городах. Есть обычай хранить запасы меда в поле (Иер. 41:8).

Мед особенно ценится как подарок. Когда Иаков посылает своих сыновей в Египет за провизией, они в качестве подарка сановнику фараона Иосифу берут “немного меда” (Быт. 43:11). Среди провизий войск Давида отмечен и мед (2 Цар. 17:29). Мудрец Иисус, сын Сирахов, подчеркивает, что мед одна из главных “потребностей жизни человеческой” (39:32).

В Библии мед часто поминается в символическом смысле. Псалмопевец говорит, что суды Господни “слаще меда и капель сота” (Пс. 18:11). Премудрый Соломон сравнивает приятную речь с медом. Она “сладка для души и целебна для костей” (Притч. 16:24). Тот же царь, имевший богатый опыт в любви, предупреждает: “Мед источают уста чужой жены… но последствия от нее горьки, как полынь” (Притч. 5:3-4). Два раза персонажи Библии съедают в видении свиток, который кажется им на вкус сладким как мед (Иез. 3:3, Откр. 10:9-10).

Древние евреи имеют только один храм в Иерусалиме, но там не разрешено сжигать мед на алтаре, вероятно из-за опасности ферментации, или из-за того, что он используется как жертвенная пища окружающими языческими народами (Лев. 2:11). Но его можно дарить храму, подобно другим продуктам (Лев. 2:12).

Сегодня в современном Израиле пчеловодство процветает, и традиции, созданные в веках героями Вечной книги, продолжаются.

Журнал “Светъ”, 5/2012 г.


Назад к списку