Новости
- Настоятель Петропавловского собора Симферополя протоиерей Александр Якушечкин провёл совещание с руководителями направлений внебогослужебной деятельности храма
- 20 Ноябрь 2024
- Протоиерей Александр Якушечкин в Петропавловском соборе Симферополя провел встречу с руководителем ФАДН России
- 19 Ноябрь 2024
Объявления
- Молодежные встречи в нашем соборе!
- 13 Октябрь 2024
- Объявляется набор в детскую Воскресную школу при Петро-Павловском сборе
- 29 Сентябрь 2024
Жизнь без папы. Бракованные ультиматумы
История первая. Пап на свете не бывает
Четырехлетняя девочка живет с мамой, бабушкой и дедушкой. Дедушка иногда водит малышку в садик. В группе – другая девочка, у нее молодая мама и лет на пятнадцать старше – папа. Не старый совсем, но все же… Ребенок из неполной семьи, видя этого чужого папу, говорит подруге: «А меня тоже в садик дедушка водит!»
История вторая. Чтобы родить второго ребенка, нужно еще раз жениться!
Мама вторично замужем, в семье появился второй ребенок. Мальчик восьми лет привык, что у него есть папа, но он с ними не живет (иногда они общаются), а еще есть как бы «новый папа» и маленький братик. Наш второклашка обожает популярнейший мультфильм «Барбоскины» про собачье семейство – папу, маму и пятерых их отпрысков. Самого младшего щеночка, Малыша, старшая сестра в одной из серий учит завязывать шнурки. И когда Малыш успешно осваивает науку, девочка говорит: «Молодец. Теперь ты можешь передать этот опыт младшему». А таковых нет, и Малыш подходит к папе, спрашивает, когда у него родится братик или сестренка. Глава семейства хватается за голову, волнуется, соображает, что бы такое ответить сыну, и в итоге сообщает, что пополнение будет не скоро. Мальчуган из неполной семьи, глядя на все это, говорит маме: «А знаешь, почему папа так сказал? Потому что он не хотел терять жену. Ведь чтобы родить второго ребенка, нужно еще раз жениться! Ты же меня родила от одного мужа, а брата от другого».
Елена Федосеева, православный психолог
Описанные ситуации, к сожалению, для нашего времени типичны. Это как раз и есть следствие разрушения православной семейной традиции, в соответствии с которой союз мужчины и женщины незыблем в течение всей их совместной жизни. Детям, воспитываемым в неполных или смешанных семьях, в жизни придется туго. Усугубляет ситуацию, к сожалению, сама структура нашего общества, когда женщина обладает не только равными с мужчиной правами, но и несет равные обязанности. Модные сегодня психологи говорят, что женщина не должна терпеть, если мужчина плохо к ней относится (недостаточно зарабатывает, не помогает по дому и т. п.). Она может искать другого или предпочесть остаться одной. Но выход ли это? Если не сделать верные выводы, все это может повториться. Ребенка воспитывает не столько то, что ему говорят, сколько то, что его окружает. Информацию он впитывает на чувственном, эмоционально-бессознательном уровне. Взрослые могут при ребенке ничего не обсуждать, даже не разговаривать о существующей проблеме, но он бессознательно воспринимает в первую очередь состояние матери. И если во внешней среде между родителями существует межличностный конфликт, то ребенок его переживает как внутриличностный! Чтобы свести к минимуму повреждающее влияние развода на психику ребенка, необходимо (прежде всего маме) восстановить внутреннюю гармонию и покой, избавиться от обиды и ненависти, обрести смирение, чистоту мыслей и поступков. Все это колоссальная работа для души, которая может занять несколько лет (и то при значительной мотивации). Но воцерковленный человек обладает беспроигрышным ресурсом – благодатью Божией, врачующей любые душевные раны, исправляющей любые повреждения психики. Для этого необходимы лишь искренняя вера и открытое Богу сердце! Когда покой в душе мамы восстановится, тогда и ребенок будет счастлив. И уже не так важно, живет с ними вместе папа или нет. Духовный и, как следствие, физический контакт ребенка с папой будет восстановлен, потому что ведь именно мама своим внутренним состоянием может блокировать доступ ребенка к отцу.
Бракованные ультиматумы
Почему венчанные разводятся
Какой же радостью было увидеть через полосу от своей рубрики постоянную колонку Дениса Ахалашвили! На Facebook мы с ним старинные друзья, и о нем сложилось впе- чатление как о человеке очень позитивном. А после прочтения его «Мужского взгляда» (см. прошлый, 12-й номер газеты) не только уверилась в этом, но даже и поспорить захотелось. Хотя себя считаю подлинной оптимисткой с большой буквы и была бы рада в данном случае проиграть.
Денис говорил о любви между мужчиной и женщиной, а также кратко обрисовал всем известные ужасы об условной жене, с годами ставшей морщинистой, толстой и старой и получившей от мужа ультиматум: или «официальная» молодая любовница, или развод. Тут я спорить, увы, не берусь, но дальше Денис пишет: «У православных людей таких проблем нет».
Увы, есть. Слава Богу, моих бабушку и дедушку мэр Собянин поздравлял с 60-летием законного брака, папу с мамой разлучила только могила, да и сама я, выйдя замуж со школьной скамьи, умудряюсь полтора десятка лет держаться в браке, которому не давали больше года. Поэтому по себе знаю, что нет ничего страшнее, чем считать, что «правильный», «православный» союз убережет женщину от описанного выше. Нет, это далеко не гарантия. Ведь воцерковленные женщины чаще скрывают проблемы, обсуждая их не с подругами, а с духовником. Что и помогает спасать семьи, прощая всякое, в том числе и ранее процитированные ультиматумы. Однако здесь кроется и ловушка: молоденькие девушки, начавшие построение малой Церкви, свято верят, что все вокруг живут идеально и только они попали во что-то не самое лучистое. И почему-то только когда женщина наедине сама с собой (не станет же ей духовник у аналоя говорить: «Оглянись налево, это Маша, у нее пятеро детей и гулящий муж, а это Глаша, которую благоверный и вовсе покинул; да-да, Дуня – его вторая супруга, на 25 лет моложе, и каково Глаше – тебе лучше не знать никогда!») переживает свою боль и становится по-настоящему взрослой и опытной, к ней подтягиваются Маша и Глаша. Чтобы просто поболтать.
Девочки, почему нельзя было предупредить раньше? Мужчины, зачем вводить в заблуждение, говоря, что православный взгляд не заметит 20 лишних кило? Давайте быть честными. У православных все те же проблемы. Но нам много легче. Именно потому, что у нас есть вера, исповедь, причастие и духовник, а не бабьи сплетни; призыв прощать, а не рушить. И наконец, глубокое понимание, что семья – это работа. И не вторая, и не третья, а первая.
Газета "Православная Москва" №13 (626) июль 2017 г.
Назад к списку