Петро-Павловский кафедральный собор г.Симферополь - Как быть, если исповеди перед Причастием не сопутствует искреннее покаяние?
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Как быть, если исповеди перед Причастием не сопутствует искреннее покаяние?

Я БОЛЬШЕ ТАК НЕ БУДУ

Каждому более-менее регулярно, пусть даже и не очень часто исповедующемуся православному христианину прекрасно знакома следующая картина. У аналоя желающий причаститься Святых Христовых Тайн механически, по пунктам, наименовывает грехи (а то даже и зачитывает их по бумажке). Получает, накрытый епитрахилью, отпущение, подходит к Чаше, а какой-то подленький коготок скребет на душе: ведь при новоначальных исповедях места схематическому формализму не оставалось! Или вот еще. Раз за разом называешь одни и те же прегрешения – и идешь к Причастию. Это разве подлинное таинство покаяния?

Игумен Сергий (Куксов), настоятель Вознесенской Давидовой пустыни:

В ПОКАЯНИИ ВАЖНА РЕШИМОСТЬ

Сказать словами – не значит сказать сердцем, как бы ни казалось человеку обратное. Исповедь – таинство, и Господь Сам знает, когда, как и через кого воздействовать на человека. Наша жизнь – борьба до гробовой доски, это наша обязанность. А Господь знает, когда подать нам чувство покаяния, чтобы мы его не потеряли. Торопить Бога не надо. Нужна решительность, о которой говорил преподобный Серафим Саровский. Главное – наше стремление, а остальное посылается в нужное время Богом.

Игумения Алексия (Петрова), настоятельница Введенского Владычного монастыря (г. Серпухов, Московская область):

ПОДЛИННОЕ РАСКАЯНИЕ ПРИХОДИТ С ДУХОВНЫМ РОСТОМ

Такая ситуация часто возникала у всех, кто исповедуется регулярно. Если умом понимаешь, что совершенный поступок или помысел греховен, но в душе нет раскаяния, надо присовокупить к названному еще и грех, что нет чувства покаяния. Ум понимает, а сердце молчит. Человек в этом честно признается, он это осознает. А дальше уже по молитвам и за раскаяние Господь даст это чувство покаяния.

Игумен Киприан (Ященко), доцент, декан факультета педагогики Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета:

ПРОВЕРЬТЕ, ВЫ НЕ УМЕРЛИ?

Если у вас нет чувства пока-яния, значит, вы умерли. Я могу вас поздравить с духовной смертью! Если вы труп, вас надо похоронить с почестями или попробовать реанимировать, воскресить. Например, пособоровать. Но сначала я все же предложил бы уединиться, отключить телефон, прекратить суету, почитать Евангелие, поговорить со своим духовником, если он есть, или с опытным священником. Попить крещенской воды, в конце концов.

Игумения Иоанна, настоятельница монастыря Хахульской Божией Матери, Новая Шуамта (Грузия):

ДУМАТЬ, ЧТО ЖИВЕШЬ ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ

Ведь мы не знаем, будем ли завтра живы. И если приходим на исповедь, и все еще нет покаяния, гнев царствует в нашей душе, необходимо вспомнить, что стоим перед лицом Господа. Как же мы можем говорить о другом человеке: «Тот согрешил, не я»?! Тогда мы фарисеи! А чтобы выйти из состояния фарисейства, надо трудиться каждую минуту.

Екатерина Васильева, народная артистка РСФСР:

ГРЕХ НАДО «РАСКАЧИВАТЬ»

Даже если вы не чувствуете раскаяния, на исповеди в любом случае нужно называть грех. «Ничего, ничего, – возразил мне однажды священник у аналоя, когда я стала сокрушаться, что талдычу раз за разом на исповеди одно и то же. – Грех-то, он раскачивается». Это показалось мне очень точным и поразило, попало в самое сердце. В жизни я этим руководствуюсь.

ПОКАЯНИЕ – НЕ МИГ, А ПРОЦЕСС

Священник Филипп Ильяшенко, заместитель декана исторического факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, клирик xрама святителя Николая в Кузнецкой слободе.

Покаяние включает в себя несколько ступеней: подготовительную, когда человек осознает грех грехом, принимает решение от него избавляться и несет это решение к Богу; саму просьбу Богу о прощении в присутствии свидетеля-священника; изменение дальнейшей жизни, чтобы то, в чем человек кается, не имело в его жизни больше никакого повторения, никакого места в сердце. Сам по себе рассказ священнику может сопровождаться духовными эмоциями или переживаниями, а может и не сопровождаться. Слезы – дар Божий. Благодать Божия немощствующее исцеляет, и недостающее восполняет, как говорится в чине хиротонии. И вот это недостающее звено при искреннем осознании своей греховности и решимости от греха избавиться будет, конечно, Богом восполнено. Не благодаря, а где-то даже вопреки человеческой теплохладности, вопреки окаменению сердца кающегося и в ответ на желание человека преодолеть грех, Господь ему поможет.

"Православная Москва" № 22 (611) ноябрь 2016 г


Назад к списку