Петро-Павловский кафедральный собор г.Симферополь - «Святая» политика
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

«Святая» политика

Есть ли место христианству в современной политике? Вопрос этот сродни дискуссии о том, какое кино считать православным. Приходилось беседовать об этом со священником, бывшим кинорежиссером. Так вот он утверждал: кино православно тогда, когда его смотрит человек, для которого Христос – Спаситель, который убежден, что жизнь земным путем не заканчивается, и считает грех ошибкой и преступлением. То же самое можно сказать и о политике: при всех политтехнологиях и ассоциациях с «делом грязным» христианское измерение в ней появляется тогда, когда политик – христианин.

На таких личностей наша отечественная история чрезвычайно богата. Прежде всего, это десятки канонизированных Церковью русских князей, начиная от равноапостольного князя Владимира – Крестителя Руси. Как семя, которое, согласно евангельской истине, не может дать ростка, если не умрет, так и жестокий древнерусский лидер «умер» для язычества, чтобы родиться заново в крещении. И было то преображение, согласно летописи, явно, а не образно. Вместо набегов князь пустил бесплатные обозы с едой по городам, отказался от многоженства и даже – немыслимое дело! – попытался отменить смертную казнь.

Победы святого благоверного Александра Невского над тевтонцами позволили Руси избежать наступления западной унии. Не будем забывать и его сына – князя Даниила Московского, князей Тверских, Муромских, Черниговских, Владимирских. Но политикой занимались не только правители, но и церковные иерархи. Достаточно вспомнить подвиг святителя Гермогена Московского, который из темницы вдохновлял на борьбу с польскими интервентами сплотившийся вокруг Минина и Пожарского народ. Политикой занимались и такие светильники веры, как, например, преподобный Сергий Радонежский, которого называли «собирателем земель русских».

Все это подтверждает: примеры святых политиков в русской истории есть, и их предостаточно. Но многим кажется, что они бесконечно далеки от нас по времени, а сейчас, мол, жизнь другая – как говорится, не до святости. Одна из распространенных ошибок оппонентов: они принимают христианство за идеологию, этакий «коммунизм–2», выгодный власти для укрепления ее авторитарных позиций. Но время чиновников-«подсвечников», которым законы политики были важнее законов Божиих, стремительно уходит в прошлое. Сегодня в элитах, и не только российских, идет ломка сознания. И обусловлена она как раз тем, что христианский взгляд на политику – это постоянная готовность пожертвовать собой ради своего народа, а не наоборот.

Личность самого близкого к нам по времени канонизированного царя – страстотерпца Николая II – по-прежнему вызывает множество острых споров. Одни называют его плохим политиком. Другие уверяют, что именно при Николае II Россия достигла чуть ли не пика своего расцвета. Однако оценивать правителя можно не только через способность оказаться гарантом комфорта и благополучия, но и через способность самопожертвования ради шанса на расцвет в далеком будущем. Именно это и сделал Николай II, который, по мнению историков, словно замкнул круг святых политиков русской земли в лике страстотерпцев. Ведь большинство мучеников оказывались в условиях, когда страданий по большому счету им было не избежать – если они, конечно, не пошли бы на прямое предательство веры Христовой. А вот Николая II Церковь не осудила бы, если бы он переехал вместе с семьей за границу (как утверждают некоторые источники, такие предложения царю делались, и не раз). Он же пошел на жертвенный подвиг ради своего народа чтобы тот, упав в бездну безбожия, получил шанс на духовный расцвет в будущем.

Многие по-прежнему считают христианский взгляд чем-то абстрактным, оторванным от «земной жизни». Но сделанные во время Рождественских Парламентских встреч в этом году Святейшим Патриархом Кириллом конкретные законодательные предложения по выведению абортов из системы обязательного медицинского финансирования – лишь один пример, доказывающий: это не так. А еще есть тысячи случаев, когда приходы, монастыри, конкретные священнослужители и прихожане делают то, о чем зачастую забывает государство: поддерживают неимущих, заключенных, одиноких стариков, беременных, воспитанников детдомов, многодетные семьи... И это тоже измерение политики – измерение христианское.

ortodoxmoscow.ru


Назад к списку