Петро-Павловский кафедральный собор г.Симферополь - Как правильно вести себя православному христианину в повседневном общении с неверующими родными и близкими?
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Как правильно вести себя православному христианину в повседневном общении с неверующими родными и близкими?

«Бога нет!» – стучит кулаком по столу пришедший с работы глава семьи, снова и снова бросая недобрый взгляд на установленные в красном углу супругой иконы. «Совсем Богу замолилась, – недовольно кивает дед на красавицу внучку, идущую в храм. – Вот я в ее годы…» Смиренная жена в течение всего поста готовит два меню: верующей половине семьи постное, остальным – скоромное. Знакомые житейские ситуации, по поводу которых очень легко советовать со стороны. А как на самом деле правильно вести себя с неверующими родственниками, с которыми изо дня в день, из года в год живешь под одной крышей – чтобы не оскорбить их и не посрамить собственной веры?

Игумен Мелетий (Павлюченков), настоятель Спасо-Преображенской обители в Рославле (Смоленская митрополия):

ВОЗЛЮБИ ГРЕШНИКА, ВОЗНЕНАВИДЬ ЕГО ГРЕХ

Не соглашаясь с тем, что проповедуют безбожники, мы все равно проявляем к ним любовь. Но грех их должен быть вам чужд, поэтому спокойно общайтесь с родственниками и молитесь за них. Никто не отменял элементарного – оставаться людьми. А то, бывает, мы и в Бога не верим, и людьми перестаем быть. Спорные вопросы в дискуссиях лучше опускать. Можно заметить так: «Ты не веришь – я верю. Я тебе не мешаю, и ты мне не мешай». Объяснять сложные проблемы надо только тому, кто хочет услышать, даже если при этом он твердо стоит на своей позиции. Но готовы ли вы объяснить? Ведь прежде чем проповедовать, надо самому понять, почувствовать, и уже тогда сказать от самого сердца.

Архимандрит Алексий (Поликарпов), наместник Данилова ставропигиального монастыря:

ПРЕЖДЕ ВСЕГО – КРОТОСТЬ И МОЛИТВА

Опирайтесь на евангельские слова: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела, и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5, 16). Всегда ли есть это в нас? И, конечно, очень важна молитва за наших близких, молитва о том, чтобы Господь привел их ко Христу, чтобы дал им веру. Как говорят святые отцы, молиться надо прежде всего о том, что человеку необходимо. Обычно родители молятся, чтобы Господь дал веру их детям.

Протоиерей Арсений Луков, председатель миссионерского отдела Рязанской епархии, настоятель Вознесенского храма города Рязани, директор Рязанского епархиального радио:

СМИРЯЯ, СМИРЯЙТЕСЬ

Знаю огромное количество случаев, когда люди буквально разделяются на два противо- борствующих лагеря. Но кто при этом должен смиряться? Неужели атеисты? Нет, мы, православные, потому что именно у нас есть понятие смирения, терпения, христиан- ской любви. Готового рецепта тут нет. Каждый человек – личность, в каждом индивидуальность, и ее надо уважать. Самый глав- ный принцип: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13, 35). Часто православные раздражают родственников-атеистов своим на четничеством, несоразмерным стремлением вовлечь человека в церковную среду. Как правило, атеисты знакомы с Церковью очень поверхностно, и такой подход их еще больше отталкивает. Напротив, когда ближний согрет любовью, тогда он внутренне заинтересуется Православием, потянется к нему.

Протоиерей Алексий Ястребов, настоятель прихода святых Жен-Мироносиц в Венеции:

ДОБРЫЕ ЗЕРНА ПРОРАСТУТ

Обращаясь к ученикам, Господь говорит: «Я посылаю вас, как овец среди волков» (Мф. 10, 16). Естественное призвание христианина – проповедовать кротко. И пусть не пугает нас при этом возможное ожесточенное и негативное отношение. По образу самого Христа, мы должны следовать крестной дорогой. Все это – составные части нашего спасения, все идет на пользу. Если же мы сталкиваемся с неверием среди наших близ- ких, особенно детей, это в первую очередь указывает против нас. Как мы знаем, и в семьях духовно развитых людей у молодого поколения бывают проблемы с верой. Иногда этот кризис объясняется не столько духовным заблуждением, сколько переходным возрастом, психологическим протестом. Поэтому со смирением и кротостью принимайте этот выбор, ревностно и неленостно обращаясь к Богу с просьбой о помощи, о выправлении. Даже если ребенок, в котором вызревают плоды духовного воспитания, сознательно откажется от них, он все равно позднее вспомнит о вере. Будем оптимистами: если что-то доброе засеяли – оно обязательно взрастет.

Протоиерей Андрей Хвыля-Олинтер, настоятель храма во имя св. блгв. Александра Невского при Академии управления МВД РФ:

ЖЕНА СПАСАЕТСЯ ВЕРУЮЩИМ МУЖЕМ

Основная функция православных и Православия в этом мире – несение любви. Активной, даже воинствующей, но любви! И мы никогда не должны вносить разлад или отчуждение в семью или в общество. Есть мудрая поговорка: «Если вас не хотят слушать, то надо вести себя так, чтоб вас спросили». То есть вы своим образом жизни должны показать людям, где истина, правда и любовь. А бесконечные разговоры и ссоры только ухудшают ситуацию. Если же вы вынуждены общаться с атеистами на религиозные темы, войдите в круг их интересов. Так вести себя нужно не только в различных социальных группах, но и в семье. Апостол Павел ведь четко говорит: «...неверующий муж освящается женою (верующею), и жена неверующая освящается мужем (верующим)» (1 Кор. 7, 14). И тем самым мы докажем и окружающим, и самим себе, что мы действительно православные люди.

"Православной Москвы" № 14 (603) июль 2016 г.


Назад к списку