Петро-Павловский кафедральный собор г.Симферополь - Звезда и жизнь Алексея Рыбникова
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Звезда и жизнь Алексея Рыбникова

Знаменитый композитор рассказывает, зачем дополнил «Войну и мир» сценой молебна

Алексей Рыбников недосягаем. Прошелестел 70-летний юбилей, и композитор с утра до ночи на... съемочной площадке. Оглушительно знаменитая рок-опера «Звезда и Смерть Хоакина Мурьеты» переживает перерождение.  До премьеры – считанные месяцы, и человек-легенда – перфекционист от природы – ставит последние штрихи.  Какие уж тут СМИ!.. Но «Православной Москве» он все же не смог отказать в интервью, в котором вспомнил иконы в коммуналке своего детства.

Хоакин меняет имя

– Прежде всего с днем рождения! Правда, уже с прошедшим...

– Спасибо. И вовсе не с прошедшим! Я еще праздную – до конца года.

– Кто поверит, что вам 70? В одном из интервью Вы сказали, что помогает оставаться молодым энергия творчества.

– Да, это так. Благодаря ей я постоянно занят. Все время делаю что-то новое. Рождаются новые проекты, появляются иные интересы. Вот уже почти три месяца снимаем «Дух Соноры». Грядущей весной фильм должен выйти на экран. 

– Это киновариант вашего знаменитого спектакля про мексиканского бандита Хоакина Мурьету?

– Главный герой – да, тот же, Хоакин, музыка – прежняя, но сюжет совсем иной. Потому и название изменили. Именно так называли Хоакина, когда он стал бандитом.

С чего начинается музыка

– Вы блистательный мелодист. Ваша музыка, которую распевает уже далеко не первое поколение, как говорится, всегда на слуху. А как рождается мелодия, откуда появляется музыка?

– Музыка рождается из ничего. Вот еще секунду назад не было этого, вернее, оно пребывало в небытии. А потом вдруг оно становится частью нашего бытия! Как это происходит, очень большая загадка. Откуда берется музыка?.. Мне кажется, людям нужно еще пройти большой путь, чтобы понять природу творчества. И не только музыкального, но и вообще любого творчества. Потому что в общем-то все, что создается фантазией человека, возникает из ничего. В этом смысле человек – удивительное существо, потому что он умеет в своем воображении создавать какие-то образы, фантазии, которые потом воплощает в жизнь. Я скажу даже больше: это касается практически всей человеческой жизни. Даже модель машины тоже изначально возникает  откуда-то. А потом – раз, и появляется уже готовый автомобиль.

– Суета, в которой мы все сейчас живем, не мешает этому процессу?

– Любая музыка несовместима с суетой. Но как только ты сумел, заставил себя отстраниться от этого, так у тебя  появляется возможность творчески развиваться. Где бы ты ни был – в России, в Китае или в Южной Америке.

– Вы пишете также и церковную музыку?

– Непосредственно для богослужения не пишу. «Литургия оглашенных» – это мистерия, которую я писал еще в 1980-е годы и которой в 1992 году открылся наш театр. Хотя, разумеется, наряду с текстами Данте, Набокова, Бунина и других авторов, в «Литургии оглашенных» звучат и фрагменты из Библии. В моей Пятой симфонии «Воскрешение мертвых» – только тексты молитв и откровения ветхозаветных пророков, и произведение заканчивается Небесным Иерусалимом. Но все же оно не может звучать в храме, это музыка для концертного исполнения.

«Вера не покидала меня никогда»

– Правда ли, что вы воспитывались на библейских текстах?

– Бабушка рассказывала мне библейские сюжеты. Порой я очень пугался, ведь в Писании есть по-настоящему страшные эпизоды. Но мое христианское воспитание не ограничивалось Библией. Я с детства крещен, иконы в нашей коммуналке висели всегда, меня водили в храм с самого раннего возраста на исповедь и к Причастию... Все вокруг знали, что наша семья верующая, хотя в школе, конечно, такие разговоры не заходили. Ну а потом, лет на тридцать, жизнь унесла куда-то в другую сторону, и лишь в 1980-е я повернулся к Церкви. Хотя сама вера не покидала меня никогда...

– Кажется, в одном из последних ваших произведений – в опере «Война и мир» – религиозная тема отражена более чем явно?

– У Льва Толстого в романе этого эпизода нет. Но исторический факт: когда в 1814 году государь Александр Первый въехал в Париж, там отслужили молебен по случаю победы. Я посчитал уместным вставить этот момент в оперу.

– Над чем сейчас работаете?

–  Над музыкой на святоотеческие тексты «Тишайшие молитвы». Думаю, именно святые отцы оказали на меня особенное влияние.


Назад к списку