Православный приход Петро-Павловского собора г.Симферополя Республики Крым - Предпасхальные и Пасхальные богослужения в нашем соборе. Архиеерейская Литургия. (Статьи, фото, ВИДЕО)
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Предпасхальные и Пасхальные богослужения в нашем соборе. Архиеерейская Литургия. (Статьи, фото, ВИДЕО)

 

 

Все лампады собора зажжены от благодатного огоня, привезенного от Гроба Господня из Иерусалима

Высокопреосвященнейший Митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь с духовенством симферопольского благочиния встретили Благодатный огонь, привезенный от Гроба Господня из Иерусалима. Секретарь Симферопольской и Крымской епархии, протоиерей Александр Якушечкин, настоятель Петро-Павловского кафедрального собора зажег престольную лампаду кафедрального собора святых апостолов Петра и Павла от особой хранительницы благодатного огня возженной благодаря программе Фонда Андрея Первозванного реализуемой с 2002 года.

Принесение Благодатного огня – это часть программы “Просите мира Иерусалиму”, целью которой является создание оснований для объединения православных верующих в разных странах ради сохранения мира на Земле. Это главная содержательная часть программы. Вместе с тем, традиция принесения Благодатного огня, можно сказать, живет уже собственной жизнью. Традиция привозить Благодатный огонь в Крым появилась в 2008 году. Тысячи людей стремятся в течение Светлой Седмицы доставить частицы Благодатного огня в свои храмы в разных регионах России. И в Калининград, и на Сахалин, и в Дагестан, и в Мурманск, и во многие другие регионы, города и села России по сложившейся традиции доставляется Благодатный огонь. Это начинание Фонда со временем превратилось в замечательную, консолидирующую наше общество традицию.

Как отметил депутат Государственной Думы РФ, член правления Центра национальной славы и Фонда Андрея Первозванного Владимир Витальевич Клименко: «Мы уже несколько лет привозим в Крым Благодатный огонь с тем, чтобы укрепить нашу веру, мораль, духовную силу. Эта традиция будет продолжаться из года в год».

"Молитвенно взываю, чтобы источник Благодатного огня загорелся в сердцах каждого из вас",- митрополит симферопольский и Крымский Лазарь.

Раз в год, в канун православной Пасхи, в Великую Субботу, почти две тысячи лет в Иерусалиме сходит Благодатный огонь. Посмотреть на это чудо каждый год собираются десятки тысяч людей со всего мира. Благодатный огонь считается символом благословения Божия роду человеческому. Он разносится паломниками по всему православному миру. Из Иерусалима Благодатный огонь специальным авиарейсом доставляется в Москву к началу пасхального богослужения в храме Христа Спасителя, возглавляемого патриархом Московским и всея Руси Кириллом.

 

Торжественное Пасхальное богослужение Правящего Архииерея в кафедральном соборе Святых первоверховных апостолов Петра и Павла

В ночь на 1 мая 2016 года, в праздник Воскресения Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь совершил Пасхальные богослужения — полунощницу, крестный ход, Пасхальную заутреню и Божественную литургию святителя Иоанна Златоуста. Архипастырю сослужили клирики кафедрального собора протоиерей Александр Якушечкин, протоиерей Василий Корнута и Александр Олашин, иереи Михаил Петров и Алексей Астапов, протодиакон Леонтий Спельник, диаконы Евгений Галяс и Алексей Мандрыка.

Перед Пасхальной утреней во время совершения чина полунощницы, на 9-й песни канона "Не рыдай мене Мати" плащаница была Владыкой Лазарем перенесена с середины храма в алтарь и положена на святой Престол до Отдания Пасхи.

Праздничная Утреня предваряется крестным ходом. Священнослужители в белых облачениях вышли из алтаря с пением стихиры "Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити". В полночь вокруг храма был совершен крестный ход, в котором приняли участие люди, которые подобно женам-мироносицам, шедшим рано утром ко гробу Спасителя, во множестве собрались для встречи с Господом Иисусом Христом. Большинство молящихся шли с возжженными свечами. Шествие останавилось в притворе, перед закрытыми дверями храма, как бы у гроба Господня. И здесь же началась праздничная Утреня: Владыка Лазарь после обычного возгласа, начинающего Утреню, вместе с остальными священнослужителями трижды пропел тропарь Святой Пасхи: "Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав". Затем тропарь этот трижды повторил хор. Митрополит впервые произнес ликующее пасхальное приветствие "Христос воскресе!" Утреня продолжилась стихами древних пророчеств царя Давида о Воскресении: "Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его...". После каждого стиха хор поет тропарь "Христос воскресе...". После этого все вошли в храм под пение праздничного тропаря.

Исхождение из храма и закрытие его дверей символизирует еще и изгнание наших прародителей из рая. И лишь Христос Искупитель открыл для нас снова райские двери. Когда в начале Пасхальнй утрени отверзаюся вновь врата храма - это знаменует отверзение для рода человеческого райский дверей Христовой смертью и Воскресением.

По входе в храм священнодиакон Леонтий произнес великую ектению и затем хором пропелся пасхальный канон написанный преподобным Иоанном Дамаскином (один из Отцов Церкви, богослов, философ и гимнограф, который творил в VIII веке). Начало каждой песни канона запевалось священнослужителями в алтаре. После каждой песни канона священнодиаконами Алексеем, Евгением и протодиаконом Леонтием произносилась малая ектения. После канона трогательно был пропет светилен: "Плотию уснув, яко мертв, Царю и Господи, тридневен воскресл еси, Адама воздвиг от тли и упразднив смерть, Пасха нетления, мира спасение". Затем были пропеты стихиры на Хвалитех и стихиры Пасхи. После чего все молящиеся в храме приветствуют друг друга пасхальным приветствием "Христос воскресе".

За Пасхальной заутреней протоиерей Александр Якушечкин прочитал Слово огласительное св. Иоанна Златоуста на Святую Пасху. С IV века Пасхальная проповедь, сказанная этим великим учителем Церкви, читается во всех православных храмах в первый день Пасхи Христовой.

Пасхальное Евангелие (Ин. 1:1-17) по традиции читалось на греческом (протоиерей Алекандр Алашин), испанском (Владыка Лазарь, митрополит Симферопольский и Крымский), русском (священноиерей Михаил Петров), украинском (протоиерей Василий Корнута) и английском (настоятель Петро-Павловского кафедрального собора, протоиерей Александр Якушечкин) языках. Евангелие от апостола и Евангелиста Иоанна говорит о Божестве Христа, Который Воскресением из мертвых явил миру Свою Божественную власть. Евангелие обычно читают несколько священнослужителей на разных языках, в том числе на древних, в ознаменование того, что апостольская проповедь распространилась по всей земле среди всех народов (ср. Мк. 16:15). В основании этого обычая лежит и иная цель — чтобы никто из стоящих в храме не остался лишенным благовестия в первый день Святой Пасхи. После чтения на разных языках протодиакон Леонтий прочитал Евангелие на церковно-славянском языке.

Во исполнение благословения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла во время Великой ектении Правящим Архиереем была совершена особая молитва о мире и преодолении междоусобной брани на Украине. ("Господи Иисусе Христе Боже наш, призри милостивным Твоим оком на скорбь и многоболезненный вопль чад Твоих, в земле украинстей сущих. Избави люди Твоя от междоусобныя брани, утоли кровопролития, отврати належащия беды. Лишенныя крова введи в домы, алчущия напитай, плачущия утеши, разделенныя совокупи. Не остави стадо Свое, от сродник своих во озлоблении сущих, умалитися, но скорое примирение яко щедр даруй. Ожесточенных сердца умягчи и к Твоему познанию обрати. Мир Церкви Твоей и верным чадам ея подаждь, да единем сердцем и едиными усты прославим Тя, Господа и Спасителя нашего во веки веков. Аминь.")

По запричастном стихе Правящим Архиереем Симферопольской и Крымской епархии Митрополитом Лазарем было оглашено Пасхальное послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла архипастырям, пастырям, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви.

После заамвонной молитвы Владыка Лазарь при сослужении настоятеля Петро-Павловского кафедрального собора протоиерея Александра Якушечкина освятил артос.

По окончании ночной Божественной литургии продолжилось освящение куличей и крашенок, принесенных верующими города, которые еще со дня Великой Субботы смогли окропленные Святой Агиа́смой (греч. Αγίασμα) пасхальные угощения понести в свои дома, готовящиеся в Празднику Праздников - Святой Пасхе.

 

Первый Пасхальный крестный ход с чтением Евангелия

2 мая в понедельник Светлой седмице протоиерей Александр Олашин при сослужении протоиереев Василия Корнуты и иерея Алексея Астапова, диакона Алексея Мандрыки совершил первую после Светлого Христова Воскресения Пасхальную литургию.

В течение всей Светлой седмицы богослужение совершается так же, как и в пасхальную ночь. Ежедневно служится Литургия Иоанна Златоуста, после которой, по обычаю бывает крестный ход: выходя на улицу с Евангелием, иконой Воскресения Христова и хоругвями, с пением тропаря «Христос воскресе из мертвых» и ирмосов пасхального канона, верующие свидетельствуют миру о воскресшем Спасителе. Тем самым Церковь свидетельствует о том, что ее миссия – проповедовать воскресшего Христа – не ограничивается стенами храма, но должна охватить собой весь мир.

После причащения пришедших на Богослужение прихожан священнослужители кафедрального собора вместе с клиром и благочестивыми православными Христианами совершили первый Пасхальный крестный ход с чтением Евангелия. На крестном ходу, совершаемом в Пасхальную неделю, ежедневно, а потом, до отдания Пасхи (почти 40 дней), – каждое воскресенье, обязательно читается Евангелие, тот отрывок, в котором рассказывается о Воскресении Христовом. Во всю Светлую седмицу на Пасхальный крестный ход выносятся, помимо фонаря, запрестольного креста и образа Пресвятой Богородицы, хоругвей, Евангелия и иконы «Воскресения Христова», артос и святая вода. Артос (греч. άρτος — хлеб, в православной церкви освящённый на Пасхальной седмице квасной (дрожжевой) хлеб), - хлеб, напоминающий о многократных явлениях воскресшего Спасителя его ученикам. Всю Светлую седмицу он будет носиться в крестных ходах, а в Светлую субботу будет раздроблен на частицы и роздан верующим.

В пасхальную седмицу отменяются заупокойные молитвы на литургиях. Вне литургии заупокойное поминовение (отпевание, панихида) совершается по особому пасхальному чину, состоящему главным образом из песнопений, посвященных Воскресению Христову.

 

Духовенство нашего собора и прихожане поздравили Правящего архиерея с Пасхой Христовой

2 мая 2016 года, в понедельник Светлой седмицы, Высокопреосвященнейшего Лазаря, митрополита Симферопольского и Крымского во время вечернего богослужения поздравляло многочисленное духовенство епархии и миряне, представители городской власти, работники образования и культуры со Светлым Христовым Воскресением. Настоятель Петро-Павловского кафедрального собора протоиерей Александр Якушечкин от имени всего духовенства Симферопольской и Крымской Епархии и собравшегося в Храме народа поблагодарил Владыку Лазаря и поздравил Его со Светлым Праздником Пасхи.

Традиционно за вечерним богослужением Высокопреосвященнейший митрополит Лазарь удостоил очередных церковных наград ряд клириков Симферопольской и Крымской епархии. Священнослужители Петро-Павловского кафедрального собора, священноиерей Алексей Астапов и протоиерей Василия Корнута были награждены архиерейскими наградами в благословение за усердные труды во славу Святой Церкви, отец Алексей был возведён в сан протоиерея.

Свои поздравления и признательность митрополиту Лазарю, за его выдающиеся труды на благо святой Православной Церкви и Крымской земли выразили руководство города и области, духовенство, монашествующие, учащиеся воскресных школ, и прихожане.

В заключение Владыка Лазарь поздравил духовенство епархии со Светлым Христовым Воскресением и сердечно поблагодарил духовенство за ревностное служение во благо Матери Церкви.


Назад к списку