Новости
- Настоятель Петропавловского собора Симферополя протоиерей Александр Якушечкин провёл совещание с руководителями направлений внебогослужебной деятельности храма
- 20 Ноябрь 2024
- Протоиерей Александр Якушечкин в Петропавловском соборе Симферополя провел встречу с руководителем ФАДН России
- 19 Ноябрь 2024
Объявления
- Молодежные встречи в нашем соборе!
- 13 Октябрь 2024
- Объявляется набор в детскую Воскресную школу при Петро-Павловском сборе
- 29 Сентябрь 2024
Екатеринбургские останки: вопрос подлинности двенадцать аргументов за и против
В июле 1991 года на Старой Коптяковской дороге близ Екатеринбурга было вскрыто захоронение, в котором находились останки девяти человек, возможно, принадлежащие членам царской семьи – Николаю II, его семье и их окружению. Шестнадцать лет спустя при проведении археологических раскопок к югу от места первого захоронения найдены останки еще двух человек. Как утверждают многочисленные экспертизы, останки принадлежат Цесаревичу Алексею и его сестре Великой княжне Марии.
Однако Церковь до сих пор не высказала окончательного суждения о принадлежности останков расстрелянным в ночь с 17 на 18 июля 1918 года в подвале Ипатьевского дома арестантам, среди которых находились святые царственные страстотерпцы. Следствие пока не закончено, нет и выводов церковной комиссии по результатам следственных действий. Ситуация продолжает оставаться достаточно туманной, а в чем-то и щекотливой. Ведь к какому бы из решений ни склонились в итоге как светские, так и церковные власти, найдутся охотники заработать на этом политические очки и попенять «поверженным» оппонентам в их ангажированности.
Поэтому мы не будем формулировать собственные выводы. Правильнее считаем привести наиболее полные систематизированные аргументы, которыми сейчас оперируют как противники, так и сторонники подлинности царских останков.
Екатеринбург и окрестности. Три места трагедии Царской семьи
В разгаре новое полномасштабное исследование подлинности двух групп царских останков – захороненных с государственными почестями в Санкт-Петербурге в 1998 году и обнаруженных на Старой Коптяковской дороге в июле 2007 года. С целью сравнения тестируемого генетического материала отобраны образцы ткани в могиле императора Александра III в Александро-Невской лавре, полным ходом идут лабораторные исследования. «Православная Москва» напоминает предысторию нынешней экспертизы, а также приводит основные аргументы сторонников и противников подлинности царских останков.
За: Обнаружены следы гемофилии
Как пояснил официальный представитель Следственного комитета РФ Владимир Маркин, в результате экспертизы выявлены «участки митохондриальной ДНК, редкие для популяций человека и совпадающие с вариантами у потомков английской королевы Виктории по материнской линии» (императрица Александра Федоровна приходилась королеве Великобритании внучкой).
Не исключено, что командовавший расстрелом царской семьи Юровский изъял тела из шахт Ганиной Ямы и перевез их в урочище Поросенков лог, где поставил своеобразный бесчеловечный эксперимент. Из 11 тел он взял два самых небольших – принадлежавших Цесаревичу Алексею и Великой княжне Марии – и предпринял попытку «полностью уничтожить их огнем». Обстоятельства складывались против него: дождливый июль, ветер, ночь и сырые дрова в недостаточном количестве. Не помог даже керосин (Юровскому выделили от 120 до 180 л этого вещества). Серной кислоты в объеме 170 л для «полного уничтожения» тоже не хватило. В результате два трупа довели до кондиции кальцинированных костей, потратив уйму времени и сил. Оставалось еще девять. Для отвода глаз там же развели еще один костер. Оставшихся повезли дальше и приняли решение закопать непосредственно на дороге.
Сергей Мироненко, директор Государственного архива РФ (ГАРФ): «Я не знаю никакого другого дела, в котором проводили бы столько исследований. Трассологические, антропологические, стоматологические… И, конечно, генетические в количестве более десятка. Все они дали недвусмысленный результат: девять покойных с Коптяковской дороги являются кровными родственниками семьи Романовых».
Генетический материал был отправлен на исследования в Институт общей генетики Российской академии наук, лабораторию по идентификации ДНК Вооруженных сил США и австрийский Инсбрукский медицинский институт. Анализ подтвердил, что оба захоронения содержали останки семьи Романовых. Более того, в останках, хранящихся в ГАРФ, читаются следы гемофилии – редкого заболевания, которым как раз страдал цесаревич.
У Следственного комитета России нет сомнения в подлинности останков Николая II и его семьи.
Против: «Жгли до конца»
Версию о полном уничтожении тел высказал белогвардейский следователь по особо важным делам Николай Соколов. Опросив несколько сотен свидетелей, он установил, что, по распоряжению Юровского, на Ганину Яму из Екатеринбурга было доставлено 30 ведер бензина и 11 пудов серной кислоты. Трупы были привезены на заброшенный Исетский рудник, который местные жители называют Ганиной Ямой, разрублены на куски и полностью уничтожены с помощью огня и серной кислоты.
В 1964 г. воспоминания некоторых постаревших участников страшного преступления были записаны на пленку (ее оригинал хранится в архивах и экспонировался три года назад на выставке в ГАРФ РФ). Говоря о расчлененных телах, уральский чекист Исайя Родзинский уточняет: мол, Николай был крепко сложенный, одни мышцы, а Боткин «жирный, долго горел». Делясь подробностями, заслуженный чекист время от времени похохатывает: «Жгли до конца!»
Кандидат исторических наук Петр Мультатули: «Скелет, который выдают за останки Николая II, не имеет на черепе отметины от удара меча (во время путешествия в Японию на Николая II, тогда еще наследника, было совершено покушение). Сохранился протокол, составленный сразу после покушения. Из документа следует, что орудием покушения был стандартный полицейский меч катана с длиной лезвия около 58 см. Наследнику были нанесены две раны на правой стороне головы. Одна из них была длиной около 9 см и достаточно глубока, поскольку проникла до кости. Врач русской эскадры (наследник прибыл в Японию по морю) удалил с костной ткани слой размером приблизительно 7?3 мм. После такой раны всегда образуется так называемая костная мозоль. Второй врач царской семьи Владимир Деревенко, который выжил и принимал участие в расследовании страшного убийства, говорил, что если останки будут обнаружены, то он узнает череп государя именно по костной мозоли. Также у этого черепа нелеченые зубы. В то время как у царя был личный дантист Сергей Кострицкий, сохранилась и стоматологическая карта государя».
Вместе с останками в Поросенковом Логе нашли пули от пистолета ТТ, созданного только в 1930 г.
Криминалист Юрий Григорьев: «Почва Поросенкова Лога – болотистая, с большим количеством гумусных кислот. Под действием этих кислот соли в трупах растворяются и вымываются, кости становятся мягкими – их можно резать ножом. А останки, которые захоронили под видом царских, – твердые».
Профессор Лев Животовский, руководитель Центра ДНК–идентификации человека Института общей генетики им. Вавилова Российской академии наук, настаивал на проведении дополнительных экспертиз. В итоге эти независимые экспертизы были проведены с участием Животовского в двух институтах в Америке. Ученые взяли ДНК, выявленную из скелета, найденного в Поросенковом Логе и приписываемого императрице, и сравнили с ДНК ее родной сестры Великой княгини Елизаветы Федоровны, мощи которой покоятся в русской церкви Марии Магдалины в Иерусалиме. У останков из Поросенкова Лога и ДНК Елизаветы Федоровны нет ничего общего. А ведь они родные сестры!»
Отрицательный результат дал американский сравнительный анализ ДНК из скелета, выдаваемого за останки Николая II из Поросенкова Лога, с ДНК его родного племянника Тихона Куликовского-Романова (сына сестры императора Ольги и, соответственно, внука императора Александра III; † 1993).
По словам директора отдела судебной экспертизы университета Китасато (Япония) Тацуо Нагаи, данные анализов пота с подкладки сюртука Николая II и крови, оставшихся в Японии после покушения на императора в его бытность цесаревичем, совпали с данными анализа проб крови умершего в 1993 г. племянника Николая II Тихона Куликовского-Романова и не совпали с «екатеринбургскими останками».
Дополнительные исследования, по словам официального представителя СКР Владимира Маркина, обусловлены обращением со стороны Церкви: «Нынешнее возобновление уголовного дела – это не попытка провести ревизию ранее полученных доказательств и установленных фактов, а исключительно необходимость дополнительного исследования вновь появившихся фактов, о чем была высказана просьба со стороны Русской Православной Церкви».
Русская Православная Церковь и Дом Романовых не считают подлинность останков царской семьи доказанной полностью и окончательно.
Комментарии
Сергей Беляев
Сергей Беляев,
кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института всеобщей истории РАН, член правительственной комиссии по изучению останков царской семьи, созданной по указу президента РФ Б. Ельцина в 1993–1998 гг.: ОСТАЕТСЯ МНОГО НЕЯСНОГО
Если суммировать неясное с исторической точки зрения, основополагающие вопросы таковы: точно ли в ночь с 18 на 19 июля 1918 года в это место были положены останки царской семьи, и найдено ли в 1991 году то, что было здесь положено в 1918 году.
Принимая выводы установивших совпадение с вероятностью 99.99% предыдущих генетических исследований, необходимо иметь в виду следующее. При тогдашнем 15-миллионном населении Пермского края (Екатеринбург входил в его состав) с чисто статистической точки зрения выходит, что по той земле ходило около полутора сотен генетически абсолютно одинаковых (в пределах указанной погрешности) «государей». Екатеринбургские археологи, проводившие раскопки на месте обнаружения исследуемых останков, отметили важную вещь: слой земли составляет около 80 сантиметров, а дальше идет скальная порода. Сложенные вместе одиннадцать тел займут достаточно большой объем – примерно два кубических метра. Если это так, то на месте захоронения должен быть хотя небольшой курган. Но его не было!
Иеромонах Никон (Белавенец),
духовник общероссийского общественного движения «За веру и Отечество»:
ОТРАДНО, ЧТО СЕЙЧАС НИКТО НИКУДА НЕ ТОРОПИТСЯ
Я полностью согласен с позицией, озвученной протоиереем Всеволодом Чаплиным, что пока рано делать какие-то определенные выводы. Представители Церкви должны ознакомиться с результатами всех экспертиз, после чего уже в спокойной обстановке принимать какое-то взвешенное решение. Нынешняя ситуация гораздо лучше политизированных суждений конца 1990-х годов. Церковь допущена к контролю за изъятием образцов генетического материала и ко всем этапам проведения экспертиз.
Назад к списку