Православный приход Петро-Павловского собора г.Симферополя Республики Крым - О пасхальных традициях в разных странах
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

О пасхальных традициях в разных странах

В каждой стране, где исповедуется православная вера, встреча Пасхи приобретает самобытные местные штрихи – живые, пестрые стежки на причудливой, как украинская писанка, канве народной традиции. Пасхальная обрядность с ее национальными особенностями ценна как открытая книга души народа, летопись переживания праздника этой душой. Интересно рассматривать народные обряды, сопровождающие великие религиозные праздники как бытовое осмысление мистического, попытку прикосновения земной эмоциональности – к вечному. Для нас оглянуться на пасхальные традиции – значит заглянуть в душу предка, когда-то впервые пережившего Праздник праздников; искренне встретившего этот Праздник на языке человеческого естества… Ведь много веков назад человеку наверняка не нужно было объяснять, что преемственность дня и ночи, ежегодное обновление природы весной создано для того, чтобы наглядно и живо представить человеку будущее воскресение…

Достаточно взглянуть на пасхальные корзинки и столы, чтобы заметить существенное отличие в пасхальной кухне разных стран. Конечно, крашеные яйца предваряют пасхальную трапезу во всем мире, однако трудно поверить, что вместо наших замечательных творожных пасок и куличей, без которых Пасха для нас немыслима, греки, например, готовят сырные пироги – флауны, хлебцы и булочки из сладкого слоеного теста. Еще одно греческое пасхальное кушанье – суп маерица – варят из потрошков пасхального барашка. Самого же барашка по традиции жарят днем на улице на огромных вертелах и едят на пасхальном обеде. Не таков, однако, предусмотрительный украинец: запеченные окорока, телятина, блины, кисели и многие другие яства готовились в свежевыбеленных хатах еще начиная с Чистого Четверга... И, конечно, нигде пасхальные трапезы не обходятся без красного вина…

На Руси

По-настоящему празднично было на Руси на Пасху и во всю пасхальную неделю. Почти непрерывно звонили колокола всех городских и деревенских церквей: всех желающих звонить – Пасху славить – пускали в эти дни на колокольни.

Повсюду буяли красочные и шумные зрелища. В селах устраивались всенародные гулянья, хороводы, игры, качели. Целую неделю никто не работал – люди ходили в гости, пировали, плясали и пели. Не отставали и города: на площадях в балаганах ставились незатейливые исторические драмы и комедии, кричали петрушки, на бульварах гремели духовые оркестры, взлетали качели, крутились карусели. Не обходилось и без традиционного катания на лошадях.

Порой в народном сознании сплетались языческие суеверия и религиозные предания. Так, обычай на Пасху и в дни Пасхальной Седмицы обливаться колодезной или речной водой является отголоском языческого верования в целебную силу весенней воды. В ряде российских губерний существовал обычай в наказание обливать водой (или даже бросать в воду!) проспавшего Светлую заутреню… Весенняя вода, особенно на раннюю Пасху, бывала еще очень холодной, и такое «наказание» часто приводило к болезни, а то и смерти. Поэтому указом Св. Синода от 17 апреля 1721 года обливание на Пасху было строго запрещено.

По народным верованиям, с первого дня пасхи и до Вознесения Спаситель с апостолами странствуют по земле в нищенских рубищах, испытывая людское милосердие. В древней христианской Церкви праздник Воскресения Христова посвящался преимущественно делам благотворительным, и Русь восприняла эту традицию: в пасхальные дни принято было щедро раздавать милостыню, угощать убогих, кормить и проведывать заключенных.

Даже у охотников на Руси существовали свои пасхальные традиции, которые сводились к главному требованию – никогда не проливать крови в великие дни Светлой седмицы, когда все земные твари вместе с людьми радуются Христову Воскресению.

Греция

В Греции немало забавных праздничных обычаев. По любимой детьми традиции, чтобы было легче следить за течением времени на протяжении Великого поста, из пресного теста выпекают «госпожу Саракости». У нее нет рта (потому что она постится), глаза у нее закрыты и руки скрещены в молитве, а на голове крест, как у церкви. А еще у «госпожи Саракости» – семь ножек, по одной на каждую неделю Великого поста. Каждую субботу у нее отрезают по ножке, а последнюю ножку, отрезав, прячут в сушеный инжир или орех.

Один из интересных греческих обычаев – украшать церковь ветвями лавра, а его листочки отдельно собирать в корзину. В определенный момент службы священник рассыпает их по всей церкви, а женщины стараются поймать.

В небольших городах Греции и по сей день жива традиция – в каждом доме весь год должна гореть лампада, зажженная от пасхального огня. Тысячи огоньков растекаются по улочкам и переулкам в предрассветном воскресном сумраке… Старики вспоминают, как раньше в пасхальное воскресенье, выходя на площадь, где шло гулянье, супруги надевали свои свадебные одежды, а юноши и девушки старались, чтобы в их костюме было как можно больше белого цвета.

Ярким обычаем встречают Пасху на греческом острове Корфу (Керкира). Утром в Великую Субботу из окон домов жители бросают на мостовую кувшины, наполненные водой, выражая таким способом свою разгневанность предательством Иуды. Конечно, находятся среди них и любители суеверий, которые рассчитывают таким образом отогнать от своих жилищ «злых духов». Есть на острове еще одна прекрасная традиция: пасхальной ночью, во время шествия крестного хода множество маленьких девочек в знак великой пасхальной радости дарят людям весенние цветы.

Киприоты по-своему выражают отношение к предательству Иуды: ближе к полуночи на площади около церкви разжигают костер, и молодежь забрасывает камнями чучело Иуды, которое затем на этом костре сжигают. Лишь после этого начинается торжественное богослужение. На Кипре священник разбрасывает в церкви веточки мирта. Примечательно, что богослужение сопровождается фейерверками, грохотом петард и фонтанчиками бенгальских огней. Христосоваться на Кипре не принято; здесь другая традиция – после первого обращения «Христос Воскресе!» верующие отпивают по глотку уксуса в память о том, как к губам распятого Христа прикладывали губку, смоченную уксусом.

Несомненно, народные обряды и традиции во всех уголках земного шара придают празднованию Пасхи неповторимых колорит, являясь неотъемлемой частью местной культуры… Но на примере праздничных традиций Руси отчетливо видно, что пасхальные обычаи заметно уступают по своему разнообразию и богатству, к примеру, обычаям рождественским. Зато в церковных традициях богослужения светлый праздник Пасхи является кульминацией всего годового богослужебного цикла, моментом, несопоставимым в своей торжественности и значимости ни с одним из великих христианских праздников. Объяснение тому – сам характер Пасхи. Если Рождество – это поистине праздник земли, принявшей Спасителя, земли, которая по праву ликует всеми своими недрами, давая миру повод для пышных, богатых обрядами земных празднеств, то Пасха – надмирный праздник Дня Невечернего, праздник жизни будущего века, весть о Царствии Небесном. А самые богатые традиции его празднования мы встречаем в Церкви Христовой, земном прообразе Царствия Божьего, где нет национальностей, где исчезают мирские радости и чаяния земных благ…

(«Отрок», № 2, 2003)


Назад к списку