Православный приход Петро-Павловского собора г.Симферополя Республики Крым - Святителю отче наш Гурие, моли Бога о нас!
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Святителю отче наш Гурие, моли Бога о нас!

Интервью с автором жизнеописания архиепископа Гурия (Карпова) протодиаконом Василием Марущаком.

Архиепископ Таврический Гурий (Карпов), выдающийся миссионер, он два десятилетия в середине ХIХ века провел в далеком Китае, переводил на китайский язык Священное Писание, обратил в Православие многих местных жителей. Последние пятнадцать лет жизни святитель Гурий окормлял Таврическую епархию. Здесь, спустя век после его кончины, состоялись торжества по прославлению этого нового святого нашей Церкви. О личности и святости владыки Гурия рассказал протодиакон Василий Марущак, который многие годы исследует жизненный путь святителя.

– Отец Василий, владыка Гурий был связан не только с Крымом, или Украиной – судьба направляла его и в Сибирь, и в Китай, и во многие другие места. И везде святитель успел проявить себя. Каким был он, что известно об этом святом нашей Церкви?

– Святость архиепископа Гурия не подлежит сомнению. Он прославился не только своими равноапостольными трудами, хотя и это немало. Мы знаем о его личном благочестии, терпении, смирении, незлобии. До нас дошли его удивительные проповеди, мы восхищаемся его талантом – как ему только удавалось изложить очень сложные, даже догматические вопросы простым доступным языком, не теряя догматической глубины проблемы!

Святитель Гурий подвизался на нашей Крымской кафедре с 1867 года по 1882 год, за это время количество храмов в Тавриде удвоилось. Но конечно, не столько внешнее строительство важно, как строительство спасаемых душ. А их было предостаточно – ведь у него был большой миссионерский опыт. 20 лет он подвизался в Пекинской миссии в Китае в условиях тотального запрета христианской проповеди. Но владыка Гурий переводил Священное Писание, богослужебные книги на китайский язык. Причем, его перевод по сей день считается одним из лучших. Он старался отойти от формального перевода и в канонических рамках стремился передать сам дух Писаний.

Кроме этого святитель Гурий основал Казанское просветительное братство, вместе с выдающимся русским миссионером Николаем Ильминским.

Святитель Гурий был настоятелем посольской церкви в Риме, настоятелем Симонова монастыря в Москве, где погребены герои Куликовской битвы Пересвет и Ослябя.

Здесь, на Таврической земле он тоже сделал многое как миссионер: например, однажды специально отправился в Мелитополь, чтобы встретиться с предводителем молокан Донского толка. После этой встречи владыка сделал подробный разбор вероучительных ошибок и заблуждений этого сектантского движения – документ очень важный тогда, и актуальный для нас сегодня, когда мы снова находимся в ситуации сектантской экспансии.

– ХIХ век по праву можно назвать веком русских миссионеров – десятки народов, сотни тысяч человек на огромных пространствах России были крещены или вернулись в родную Церковь из сектанства. С кем из выдающихся миссионеров, кроме уже упомянутого Николая Ильминского, был близок святитель Гурий?

– Еще в Саратовской семинарии его духовным наставником был владыка Иаков (Вечерков) – выдающийся миссионер, присоединивший к православию больше двадцати тысяч раскольников-старообрядцев, и крестивший несколько тысяч калмыков и иудеев. После того, как будущий святитель окончил семинарию, их общение не прервалось, они с владыкой Иаковом переписывались долгие годы. И одной из самых частых тем этих писем была как раз миссионерская – Гурий рассказывал о тех трудностях, что встретил в Китае, а владыка Иаков помогал ему советом и молитвой.

– Последний период жизни владыка Гурий провел в Крыму. Что ему удалось сделать?

– Главное его свершение, как мне кажется, это строительство Таврической духовной семинарии. Когда он прибыл сюда на кафедру, то понял, что положение церковных дел таково, что необходимо большое количество образованных священнослужителей. Таврическая епархия тогда была совсем молодой – ее образовали в 1859 году, даже десяти лет еще не было. Хотя история христианства в Крыму началась в первом веке, еще от апостола Андрея Первозванного и священномученика Климента папы Римского, но как мы знаем, Крым периодически подвергался то полному разорению, то нашествию иноверцев, то мусульманскому давлению. В Синодальный период епархия входила в состав Херсонско-Таврической, и только в 1859 стала самостоятельной. Кстати, в состав Таврической епархии входил не только Крым, но Бердянск, Мелитополь, другие земли юга Украины.

Засилие ислама, распространение баптистов, штундистов, молокан, – все это требовало подготовленных священников, способных квалифицированно защитить своих прихожан от сектантской ереси. Необходимость семинарии в Крыму была очевидной.

Синод средств на постройку семинарии не выделил, и ее строили на деньги епархии, и в том числе на средства владыки Гурия. Позже, когда встал вопрос об усилении антисектантской работы, владыка на собственные деньги основал антисектантскую кафедру в семинарии, и оплачивал труд преподавателей и стипендии. Эта возможность у него была, поскольку владыка имел две пожизненные пенсии за труды на благо Церкви и Отечества, а это были существенные деньги. Более того, он поддерживал материально тех семинаристов, кто не мог позволить себе проживание и обучение.

– Для большинства людей первым признаком святости являются чудотворения. Известны ли какие-то чудеса святителя Гурия, совершенные им при жизни, или посмертно?

– При жизни святитель удивлял современников своей прозорливостью. Так архимандриту Арсению (Брянцеву) он задолго до архиерейской хиротонии предсказал, что тот станет епископом. А через пятьдесят лет после смерти владыки Гурия, его мощи были обретены совершенно нетленными, даже митра и облачение на нем были целы. При переносе мощей из кафедрального Александро-Невского собора, который в 1930 году был взорван большевиками, случайно повредили руку владыки Гурия, из нее брызнула кровь. Это стало явным чудом для сотен верующих, свидетелей этого события.

Святитель Лука (Воино-Ясенецкий) пишет в своих мемуарах, что владыка Гурий являлся в сонном видении его духовнику, архимандриту Тихону (Богославцу). Мы знаем о том, что во время Великой Отечественной войны святитель Гурий явился одной благочестивой монахине и сказал: «Симферополь – это мой епархиальный город, он будет сохранен от разрушения». Действительно, так и произошло – в отличие от других крымских городов, разрушенных войной, в нашем городе невредимо стоят дома и сто и двухсотлетней давности.

И конечно, ответом на наши молитвы, на наши обращения к святителю Гурию становится его любовь, его милость каждому, кто прибегает с молитвой и верой к его святой помощи. К пустому колодцу, говорит пословица, за водой не ходят. И то громадное число верующих, шедших с крестным ходом с его мощами в день прославления от места захоронения к храму, и те двенадцать архиереев во главе с Блаженнейшим Митрополитом Владимиром, которые совместно отслужили Божественную литургию в этот день при большом стечении народа – все это говорит о том, как люди почитают и любят святителя Гурия.

 

Беседовал Сергей Канев.

Сайт Московского подворья Свято-Троице-Сергиевой Лавры


Назад к списку