Новости
- Настоятель Петропавловского собора Симферополя протоиерей Александр Якушечкин провёл совещание с руководителями направлений внебогослужебной деятельности храма
- 20 Ноябрь 2024
- Протоиерей Александр Якушечкин в Петропавловском соборе Симферополя провел встречу с руководителем ФАДН России
- 19 Ноябрь 2024
Объявления
- Молодежные встречи в нашем соборе!
- 13 Октябрь 2024
- Объявляется набор в детскую Воскресную школу при Петро-Павловском сборе
- 29 Сентябрь 2024
Рождественская ёлка, как элемент классового неравенства
«Только тот, кто друг попов, ёлку праздновать готов»
(Агитационный слоган 1920-х годов)
Рождество – буржуазный праздник!
Мы так привыкли к этой традиции — ставить и украшать ёлку каждый год, что совершенно позабыли о тех временах, когда праздник Рождественской Ёлки был запрещён! После революции 1917 года на этот праздник никто особого внимания не обращал, очевидно у большевиков были другие важные занятия. Но в 1927 году в стране началась антирелигиозная кампания и под этот шум начались гонения на старые «буржуазные» праздники. В изданных в тот год «Материалах к антирелигиозной пропаганде в рождественские дни» был такой агитационный лозунг:
«Скоро будет Рождество —
Гадкий праздник буржуазный,
Связан испокон веков
С ним обычай безобразный:
В лес придет капиталист,
Косный, верный предрассудку,
Елку срубит топором,
Отпустивши злую шутку».
Праздник Рождества Христова выглядел крайне подозрительно в молодой Советской Стране, где Бога по умолчанию не было, но праздник почему-то был. Праздник Рождественской ёлки был праздником богатой буржуазии и не соответствовал идеологии нового правительства. Как результат отсутствия праздника, в Питере была закрыта единственная фабрика по производству ёлочных игрушек. Также прекратился ввоз игрушек из Германии. А, как известно, там, где запрет на какую-то продукцию, там сразу и активные люди появляются со своей поддельной продукцией- кустарщиной. Появилось большое количество некачественных игрушек, сделанных из чего угодно, к тому же они быстро ломались.
Зачастую это была вата, солома, яичная скорлупа, гипс, ткань и т.д. И те, кто всё же подпольно отмечали Рождество, не имели большого выбора в ёлочных игрушках. Именно тогда появилась традиция вешать на ёлку конфеты, печенье и фрукты! Ведь надо же было что-то на неё вешать, раз с игрушками были проблемы! В советских газетах рождественская ёлка высмеивалась и обесценивалась. Вот что писали в одной из советских газет об этом волшебном празднике: «Гуляет по белу свету несуразная Рождественская елка, состряпанная в угоду паразитам услужливыми лапами мракобесов на горе и унижение угнетенных и обездоленных тружеников, издевательство и надругательство над ними». Такое положение дел продлилось до 1935 года.
«Давайте организуем детям хорошую елку»!!!
В 1935 году Советское Правительство во главе со Сталиным решило реабилитировать ёлку, очевидно беспокоясь о детях трудящихся и о том, что у них нету детского праздника. Ведь исторические факты гласят, что Иосиф Виссарионович очень любил детей и часто с ними фотографировался, тем самым показывая советскому народу свою «доброту». С религией ёлку больше никто не ассоциировал. 28 декабря, в газете «Комсомольская Правда» появилась заметка «Давайте организуем детям хорошую елку». Идея по возрождению праздника принадлежала секретарю ЦК КПСС П. Постышеву. В результате по всей стране срочно развернулась активная кампания по организации праздников ёлки для советских детей.
В свою очередь оживилась и деятельность фабрик и малых товариществ, которые начали выпускать ёлочные игрушки. Изменилась и сама ёлочная игрушка. Если прежде ёлочные игрушки носили религиозный характер, изображая ангелочков, библейские сюжеты, различных животных, то теперь это уже были советские ёлочные игрушки и соответствовали они новой идеологии. Были очень популярны игрушки в форме гимнастов, акробатов, пионеров, женщин в красных косынках и тематические: например, популярная в те годы тема – покорение Советским Союзом Заполярья и т.д. Именно тогда ёлочное рождественское украшение — восьмиконечная белая звезда Вифлеема была заменена пятиконечной красной звездой-шпилем, которой принято было украшать верхушку ёлки, в центре которой красовался кудрявый Володя Ульянов. В 1937 году было выпущено специальное пособие «Ёлка в детском саду», в котором были даны подробные рекомендации, где и какие игрушки надо вешать. В том же году были впервые выпущены новогодние шары с изображением Ленина, Сталина, Ф.Энгельса и К. Марса. В детские новогодние подарки тех времён было принято вкладывать маленькие карточки с надписью «Спасибо товарищу Сталину за наше счастливое детство», чтобы дети ненароком не подумали, что своим счастливым детством они обязаны Деду Морозу. Что касается реабилитированного Деда Мороза, то в начале того же 1937 года, в Московский Дом Союзов, он впервые пришёл со своей внучкой – Снегурочкой, и с тех пор эта традиция прочно закрепилась и дошла до наших дней. В годы моего детства самой главной ёлкой Советского Союза конечно же, была Кремлёвская ёлка в Москве, традиция проведения которой уходит корнями в год её основания – 1954. Но, не каждый советский ребёнок мог попасть на эту ёлку. Надо было иметь спецприглашение. В основном на Кремлёвскую ёлку в Москве приглашались детские творческие коллективы, дети-отличники, а также дети, представлявшие все 15 республик. С каждым годом праздник ёлки становится всё ярче и богаче. И, переходя из века в век, из года в год, Рождественская красавица совершенно не стареет и по-прежнему несёт нам ощущение чуда и волшебства!
Lala Zimova
Предлагаем вашему вниманию подборку старых фотографий, плакатов, карикатур – как антирождественских, так и антирелигиозных. Всмотритесь и задумайтесь – обо всем ли недавнем прошедшем стоит жалеть?
Назад к списку