Новости
- Настоятель Петропавловского собора Симферополя протоиерей Александр Якушечкин провёл совещание с руководителями направлений внебогослужебной деятельности храма
- 20 Ноябрь 2024
- Протоиерей Александр Якушечкин в Петропавловском соборе Симферополя провел встречу с руководителем ФАДН России
- 19 Ноябрь 2024
Объявления
- Молодежные встречи в нашем соборе!
- 13 Октябрь 2024
- Объявляется набор в детскую Воскресную школу при Петро-Павловском сборе
- 29 Сентябрь 2024
Голос Ивана Козловского
24 марта 1900 г. родился Иван Семенович Козловский. Уникальный тенор. Украинский советский певец, который пользовался уважением даже у Сталина. Во времена тотальных репрессий не скрывал своей веры во Христа. Человек-звезда и человек-загадка.
Иван Козловский прожил очень долгую жизнь. Более 90 лет. Достаточно для того, чтобы увидеть кровавое зарождение, тяжелый взлет и медленный упадок советской империи, чтобы пережить две мировые войны и быть свидетелем большого количества событий, которые мы называем ключевыми в формировании современной эпохи. Впрочем, остается впечатление, что все эти события были только фоном для блестящего взлета уникального, Богом данного таланта – его голоса.
МАРЬЯНОВКА
Усадьба-музей И. Козловского в Марьяновке
Место рождения Ивана Козловского – маленькое село под Белой Церковью неподалеку от Киева. Тем не менее, Марьяновка стала для Козловского не только местом, где будущий певец появился на свет, а и определенной точкой притяжения. Где бы он ни был, какой бы великой славы не испытал, он никогда не забывал ни села, ни его жителей…
Отец его – Семен Осипович – имел прекрасный голос и абсолютный музыкальный слух, пела и мать – Анна Герасимовна. Сам Иван достаточно рано начал петь, к тому же, можно предположить, пел он сразу хорошо, ведь все, кому приходилось затем работать с Козловским, отмечали, что постановка голоса у него не выученная, а врожденная.
Малоизвестной, никогда в СССР не упоминавшейся, страницей биографии певца была судьба брата – Федора Семеновича Козловского, тоже известного исполнителя, который в 1919 г., находясь за границей на гастролях вместе с хором Александра Кошица, отказался возвращаться в новую, уже советскую Украину. Федор еще некоторое время гастролировал с хором, а затем принял священнический сан и поселился вблизи Нью-Йорка.
Любой гражданин Советского Союза, имея подобного родственника, мог бы лишиться свободы и жизни, однако талант спас Козловского – единственным наказанием был пожизненный запрет выезжать за границу. Но разлука с братом, очевидно, была для Ивана высшим наказанием. Даже к односельчанам он относился как к членам семьи – они неделями могли жить в его московской квартире и знать, что всегда желанны. Что уж говорить о кровных родственниках Козловского.
Но помощь певца своей «малой родине» не ограничивалась гостеприимством. На средства Ивана была построена и полностью оборудована (на одном из четырех купленных для школы роялей когда-то играл Рахманинов) сельская музыкальная школа. Детский хор Марьяновки пел даже на сцене Большого театра.
Избегая обычных для того времени восхвалений партии и правительства, на своем 80-летии Козловский во всеуслышание заявил, что всеми достижениями в искусстве он обязан родной Марьяновке. Особенно часто он приезжал туда в последние годы жизни, опасаясь, что не успеет попрощаться с родными местами.
ВЗЛЕТ
В семь лет родители отдали Ивана на учебу в бурсу при Михайловскои Златоверхом монастыре. Начало общего образования стало одновременно и началом музыкального, ведь мальчика сразу приняли в монастырский хор. Талант юного Козловского ценили, старались беречь, поэтому, когда в подростковом возрасте у Ивана началась «ломка голоса», ему запретили петь. Реакция Козловского оказалась неожиданной – он убежал из школы. Попытался уйти на фронт Первой мировой войны, но несовершеннолетнего юношу отправили своим ходом обратно.
В 17 лет Козловский начинает учиться в Киевском музыкально-драматическом институте. Рассказывали, что он настолько был уверен в своем голосе, что пришел туда сам и попросил его прослушать. Таков уж был независимый, непредсказуемый характер певца. Но по-настоящему талантливого юношу еще во время его участия в постановках «Общества украинских актеров» заметил выдающийся украинский хормейстер и композитор Александр Кошиц. Именно он посоветовал одной из наиболее известных в Киеве педагогов по вокалу Елене Муравьевой обратить внимание на Козловского.
Двухгодичное обучение было одновременно и бурным взлетом. Иван (вместе с братом) поет в хоре Кошица. Серьезное изучение драматического искусства приводит к увлечению оперой, и Козловский дебютирует на сцене театра Садовского с партией Андрея в опере Гулака-Артемовского «Запорожец за Дунаем». В 1919 г. Иван вступает в ряды Красной армии, однако это удивительным прерывает только обучение, но отнюдь не его музыкальную карьеру.
Сначала Иван совмещал службу в инженерных войсках в Полтаве с участием в любительском хоре. Но спустя некоторое время его принимают в труппу Полтавского передвижного оперного театра. Эти два года в Полтаве, по сути, сделали из Козловского оперного певца – он впервые исполняет партии в операх Чайковского, Верди, Лысенко. По воспоминаниям, Козловский на репетиции и спектакли часто приезжал на боевом коне, привязывал того у входа, переодевался в выменянный на базаре фрак и шел петь.
В 24 года демобилизованный артист становится солистом Харьковской (на то время – столичной) оперы. Затем поет в Свердловском оперном театре. Взлет был настолько стремительным, что в нем просто не оставалось места для остановок и шагов назад. В 26-летнем возрасте, не имея оконченного профессионального музыкального образования, Козловский получает приглашение в Москву в Большой театр, но приезжает туда уже вполне сформировавшимся оперным певцом преимущественно классического репертуара.
СЛАВА
Прослушивание Козловского при приеме в Большой театр стало одной из легенд оперы. Певец легко брал самые высокие ноты и держал их без видимых усилий. По традиции к новичкам относятся осторожно, но уже в первый сезон Иван исполняет три главные партии. И самое главное – на него обращает внимание прославленный тенор Собинов – тогда ведущий солист Большого театра.
Характерно, что внимание Собинова не ограничивалось простым расположением к талантливому юноше. Леонид Витальевич в буквальном смысле увидел в Козловском своего преемника. Однажды во время выступления в опере «Ромео и Джульетта» Гуно Леонид Собинов сорвал голос, Козловский срочно должен был выйти на замену – и запел так, что поклонники Собинова стали поклонниками Козловского, а сам Леонид Витальевич написал благодарственное письмо и передал Ивану свои сценические костюмы.
Но последующие годы в театре не стали ожидаемой, прежде всего самим Козловским, серией триумфов. Он поет совсем не те партии, о которых мечтает. А непосредственный и принципиальный характер певца приводит к конфликтам с дирекцией театра. В 1938 г. Козловский, устав от нереализованности своих возможностей, покидает театр и организует Государственный ансамбль оперы, где сам занимается постановками.
Неизвестно, как бы сложилась дальнейшая судьба Козловского, но оказалось, что большим почитателем его таланта был Сталин. Козловский возвращается в Большой театр, имея теперь абсолютно уникальные возможности не только для самореализации в лучших партиях мировой оперы, но и для применения своего артистизма и шутливого нрава.
Современники вспоминали, что каждое выступление Козловского было неповторимым, ведь никогда нельзя было предугадать, что именно он решит сделать с очередной арией, иногда вопреки музыке и сценографии. Впрочем, вседозволенность имела и свои условия. Козловского могли поднять среди ночи с постели, чтобы он спел перед Сталиным. Однажды страх потерять голос оказался больше страха за жизнь – Иван Семенович отказался петь, ссылаясь на простуду. И тогда Сталин сам запел грузинскую песню.
Дальнейшие годы – это история вокальных триумфов и поисков новых горизонтов для применения своего таланта. 50 оперных партий, каждую из которых, даже небольшую – например, Юродивого в «Борисе Годунове» Мусоргского – певец делал шедевром артистического и певческого искусства. В 1954 г., в зените своей славы, никому ничего не объясняя, Козловский покидает сцену Большого театра. В это время Иван мечтает, как и брат, стать священником или иноком в Ново-Афонском монастыре. Но о каком монашестве для оперной звезды могла идти речь в Советском Союзе? Поэтому Козловский с головой уходит в концертную и преподавательскую деятельность.
ВОЗВРАЩЕНИЕ
Из 93 лет, прожитых Иваном Козловским, лишь 26 полностью принадлежат Украине: спокойное, преисполненное молитвы детство и бурная, калейдоскопически переменчивая юность. Козловский часто путешествовал по Украине, встречаясь со многими выдающимися земляками: Оксаной Петрусевич, Борисом Гмырей, Михаилом Донцом… Об этих встречах певец оставил теплые воспоминания.
Оперная звезда, солист Большого театра, он на великие праздники пел в хоре одного московского храма. Всю жизнь Козловский включал в концертные выступления духовную музыку и песни украинских композиторов. Считал и своим долгом популяризировать в Советском Союзе и то, и другое. Самым лучшим средством для достижения этой цели были записи. Пластинки с записями православных песнопений, «Всенощная» Рахманинова, произведений Баха, украинских романсов и песен, арий из украинских опер в исполнении Ивана Семеновича издавались большими тиражами. Отдельно, почти детективной, долгой и болезненной, была история с записью рождественских колядок – любимых песен Ивана Семеновича. Когда тираж уничтожали, певцу казалось, что уничтожают его голос.
Козловский никогда не избегал возможности открыто засвидетельствовать о своих взглядах. В определенной степени делал это даже подчеркнуто демонстративно. Как-то запел на концерте в Большом зале консерватории романс Рахманинова на стихи Мережковского «Христос Воскресе». Ежегодной традицией Ивана Семеновича были выступления в Каневе на могиле Тараса Шевченко. Вообще, в репертуаре Козловского было много песен на стихи украинских поэтов. Одну из них – «Стоїть гора високая» (кстати, любимая песня Блаженнейшего Митрополита Владимира, который в свое время встречался с певцом. – Е.У.) – он даже считал вершиной своего вокального мастерства.
Пел Иван Семенович долго, даже в 85 лет поражал всех удивительной чистотой голоса (и сохранял его до последнего дня жизни, а это исключительный случай для тенора). Умер Козловский 24 декабря 1993 г.
***
В определенной степени Козловского можно назвать рабом своего голоса. Лишь раз он ошибся, или, как говорится, «дал петуха», – во время исполнения арии в «Севильском цирюльнике», но это стало ему уроком на всю жизнь. Иван Семенович не просто заботился о голосе, он относился к нему как к отдельному существу: никогда не пел утром, ведь голос еще «спит», не пил горячего или холодного, чтобы голос не «заболел», не разговаривал на холодном воздухе, не пел при малейших признаках плохого самочувствия. А еще – каждый день в молитве благодарил Бога за Его исключительный дар.
Екатерина Усачева
Православная церковная газета, апрель 2010 г.
1.Благослови, душе моя, Господа
10.Приидите, последнее целование
Назад к списку