Новости
- Беседа со священником после второй литургии - "У самовара с батюшкой"
- 01 Декабрь 2024
- Настоятель Петропавловского собора Симферополя протоиерей Александр Якушечкин провёл совещание с руководителями направлений внебогослужебной деятельности храма
- 20 Ноябрь 2024
Объявления
- Молодежные встречи в нашем соборе!
- 13 Октябрь 2024
- Объявляется набор в детскую Воскресную школу при Петро-Павловском сборе
- 29 Сентябрь 2024
Безобидно ли сквернословие?
Недавно один из известных политиков, выступая на телевидении в ток-шоу, сказал, что сквернословие является чуть ли не неотъемлемой частью современной культуры. Неужели бранные слова так безобидны?
С точки зрения христианской аскетики, сквернословие — это прямое порождение блудной и гневной страстей. Эти страсти всегда идут рядом друг с другом. Люди, одержимые ими, могут внешне подражать благочестию, кротости, имитировать воздержание, но скверные слова, срывающиеся с их уст в минуту раздражения, выдают их подлинное духовное состояние, чем они, так сказать, дышат. «Бранные слова оскорбляют уста, из которых исходят, столько же, сколько уши, в которые входят», — писала в одном из своих писем не всегда отличавшаяся христианским благочестием, но понимавшая всю пагубность сквернословия императрица Екатерина II. Тем более человек по-настоящему целомудренный и кроткий никогда не позволит себе матерных слов. У него даже язык на это не поворачивается, как бы ему ни было досадно и больно.
В наше время матерщина особенно распространилась в подростковой среде. Произнося скверные слова, которые при этом подпитываются просыпающейся блудной страстью и употреблением алкоголя и табака, подросток уверен, что таким образом он самоутверждается, становится в глазах окружающих взрослее и солиднее, что таким образом ему легче налаживать отношения с другими людьми. А на самом деле, в большинстве случаев, сквернословие — это всего лишь до конца не осознанная защитная реакция от агрессивной среды, в которой подросток находится.
То есть получается, что он сквернословит из-за трусости, боясь выглядеть в такой злой среде белой вороной, стать в ней изгоем. Подтверждение этому можно найти в том, что больше всего сквернословят в армии (особенно в тех частях, где командиры не заботятся о своих солдатах и где процветает так называемая дедовщина), в тюрьмах и на зоне и в других аналогичных неблагополучных местах, где люди постоянно испытывают страхи.
Как избавиться от сквернословия? Оно само собой исчезает, когда человек переходит из агрессивной среды в среду добрую, здоровую, где люди взаимно друг друга уважают, где понимают, что любое гнилое, недоброе слово может больно ранить. Трудно себе представить сквернословящим монаха в монастыре, священника в храме, профессора вуза в аудитории, учителя в школе.
Также никогда не услышишь скверных слов в благополучной семье, в нравственно здоровом трудовом коллективе, где руководитель отечески заботится о тружениках, где работают не за страх, а за совесть. Если же христианину все-таки приходится работать в среде, где постоянно сквернословят, то ему ни в коем случае не следует подстраиваться под такой стиль общения, под общий агрессивный настрой. Наоборот, он должен приложить все усилия, чтобы постараться внушить своим коллегам желание отказаться от матерщины. А если это не удастся, то по крайней мере не участвовать в таких разговорах и усиленно молиться за всех одержимых этой пагубной страстью, прося Господа об их исправлении.
Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, — призывает апостол Павел (Еф. 4, 29). Это не простое нравственное предостережение. В древности матерщина была частью языческих магических обрядов и заклинаний, при помощи которых вызывали злых духов. А каждый христианин, приступая к Таинству Крещения, в чине оглашения трижды отрекается от сатаны и всех дел его и при этом дует и плюет на злого духа. Получается, что когда христианин матерится, то он призывает злых духов вернуться в него, примиряется с ними. А они, возвращаясь в душу и тело крещеного человека, приводят с собой, согласно Евангелию, других злейших духов, которые потом очень сильно будоражат такого «христианина», отвращая его от молитвы, поста, покаяния, т. е. добиваются того, чтобы он, им на потеху, был верующим лишь по имени, а не по сути.
Именно злые духи, прилепляющиеся к сквернословам, отвлекают от самого важного для христианина — от богослужения. По внушению таких лукавых духов человек начинает оправдывать свое непосещение храма в воскресные и праздничные дни усталостью, важными занятиями, хотя на самом деле это время посвящается телевизору, интернету, пикнику или отдыху на даче.
В ХVII в., при царе Алексии Михайловиче, стрельцы ловили на улице сквернословов и тут же, на площади, при всем честном народе, спускали с них штаны и пороли батогами. В наше время такое наказание представляется слишком радикальным, но каждый христианин, соучаствующий в сквернословии, должен испытывать батогами свою совесть.
Что касается упомянутых мест, где особенно распространено сквернословие, то тут, безусловно, необходимы и какие-то облагораживающие социальные меры. Одной из таких мер в армии могло бы стать введение должности полковых священников, которые добрым словом и личным примером смягчали бы нравы в воинской среде, помогая военнослужащим отказаться от агрессии к младшим товарищам и перенаправить энергию на борьбу против собственных грехов и недостатков.
Архимандрит Маркелл (Павук), преподаватель КДАиС
Церковная православная газета №17 (339) сентябрь 2013
Назад к списку