Новости
- Беседа со священником после второй литургии - "У самовара с батюшкой"
- 01 Декабрь 2024
- Настоятель Петропавловского собора Симферополя протоиерей Александр Якушечкин провёл совещание с руководителями направлений внебогослужебной деятельности храма
- 20 Ноябрь 2024
Объявления
- Молодежные встречи в нашем соборе!
- 13 Октябрь 2024
- Объявляется набор в детскую Воскресную школу при Петро-Павловском сборе
- 29 Сентябрь 2024
25 октября – перенесение из Мальты в Гатчину части Древа Животворящего Креста Господня, Филермской иконы Божией Матери и десной руки Иоанна Крестителя
Судьба десницы святого пророка Иоанна Предтечи тесно связана с историческими событиями в России и других православных странах, где она пребывала.
Девять веков десная рука святого пророка находилась в Антиохии, куда, согласно преданию, была перенесена святым апостолом и евангелистом Лукой, в Иерусалиме, на острове Родос, на острове Мальта, в Австрии. Затем ее перенесли в столицу Российской империи Санкт-Петербург, где сохраняли в течение столетия.
После революции 1917 года десница святого Иоанна Крестителя была вывезена из России и пребывала в разных городах Европы, затем мощи были переданы королю Югославии Александру Карагеоргиевичу.
Само честное тело Крестителя Господня было погребено близ могилы святого пророка Елисея в самарийском городе Севастии. Когда апостол Лука оказался в этом городе, то, возвращаясь на родину в Антиохию, пожелал взять с собой тело Иоанна Крестителя. Но жители Севастии позволили перенести только правую руку, которой был окрещен Господь Иисус Христос.
Во времена царствования Юлиана Отступника началось жестокое гонение на христиан. Мощи святых извлекались из могил и предавались сожжению, а храмы превращались в пепелище. Жители Антиохии спрятали святую руку в одной из городских башен, и она уцелела.
После смерти беззаконного царя христиане вынесли десницу Предтечи из башни. По свидетельству современников, творились ею после этого великие чудеса. В крещенский сочельник архиерей поднимал честную руку, которая в одни годы распрямлялась, а в другие сжималась, предсказывая урожай или голод. Когда Антиохию захватили агаряне, бесценная святыня попала к ним.
В X веке, в царствование византийского императора Константина Багрянородного, один диакон из Антиохии по имени Иов смог унести руку Крестителя в христианские земли, в город Халкидон. Оттуда она была торжественно доставлена в Царьград. Там святыня пребывала по очереди в разных храмах, в том числе в Святой Софии. Царьград был захвачен турками в 1453 году.
Желая склонить на свою сторону рыцарей острова Родос, турецкий султан Баязид II послал магистру их ордена в знак благоволения честную десницу. Но мир длился недолго, и уже в 1522 году турки покорили Родос. Рыцари бежали на Мальту, вывезя с собой, кроме руки, часть Животворящего Креста Господня и Филермскую икону Божией Матери.
Рука Крестителя не имеет двух пальцев: мизинца и безымянного. Эти части святой десницы оказались в разных местах. Один из пальцев находится в музее Стамбула: он вложен в ковчег, имеющий форму руки. Другой хранится в Италии, в Сиене.
Эти три святыни: Филермская икона Божией Матери, часть Животворящего Креста Господня и десница святого пророка Иоанна Предтечи – хранились в усыпальнице кафедрального собора Мальты на протяжении двух с половиной столетий, вплоть до 1798 года, когда остров Мальту захватил Наполеон Бонапарт. Орден, спасаясь от уничтожения, избрал своим покровителем русского императора Павла I. Великие святыни прибыли в Россию. Павел I выделил свыше семи фунтов золота ювелиру Ф. К. Теремену, который выполнил золотую ризу для иконы Филермо, усыпав ее драгоценными камнями. Он же изготовил и два ковчега – для десницы святого Иоанна Крестителя и частицы Креста Господня.
12 (25) октября в России празднуется перенесение с Мальты в Гатчину этих святынь. С тех пор вплоть до революции 1917 года они находились в России: вначале в Гатчине, затем в Санкт-Петербурге, Москве и снова в Гатчине. В годы революционной смуты и периода гонений на Русскую Православную Церковь они чудесным образом были спасены от поругания и переправлены за рубеж.
Поскольку святыни являлись собственностью императорской фамилии, они через Эстонию были перевезены в Данию, где в то время проживала мать святого императора-страстотерпца Николая II вдовствующая императрица Мария Федоровна. В 1928 году, после ее смерти, дочери императрицы великие княжны Ольга и Ксения передали святыни митрополиту Антонию (Храповицкому), который перевез их сначала в Германию, а потом, в 1932 году, – в Югославию. Святыни оказались у королевской фамилии Карагеоргиевичей, в Сербии, давшей приют многим русским эмигрантам.
В дальнейшем король Петр II Карагеоргиевич, уезжая в апреле 1941 года с началом второй мировой войны в Великобританию, встретился в монастыре Горный Острог с Патриархом Сербским Гавриилом и передал ему святыни на сохранение. Перед арестом и отправлением в концлагерь Патриарх успел сокрыть их у архимандрита Леонтия Митровича.
После окончания войны они были изъяты из монастыря сотрудниками югославских спецслужб и вывезены в город Титоград (Подгорица). Десницу Иоанна Крестителя и часть Честного Креста Господня передали в 1978 году монастырю Рождества Богородицы в Цетинье, а Филермскую икону Божией Матери – в Цетинский музей.
Только в 1993 году, во время посещения Черногории Патриархом Московским и всея Руси Алексием II, мальтийские святыни, в том числе Филермская икона Божией Матери, были вновь явлены миру.
Перенесение десницы Иоанна Крестителя в Россию
207 лет назад десная рука святого пророка и Крестителя Господня Иоанна, часть древа Животворящего Креста Господня и образ Божией Матери «Филермская» пересекли границу Российской державы. Принесены они были мальтийскими рыцарями.
В августе 1799 года депутация рыцарей Мальтийского ордена была принята в Петергофе императором Павлом I, ставшим незадолго до этого 72-м Великим магистром державного мальтийского ордена. Рыцари просили русского самодержца принять святыни ордена за оказанные русским императором благодеяния и заботу. С великим трепетом приняв дары, государь повелел отныне и навсегда отмечать это событие с особой торжественностью, увековечив его и в истории Русской Православной Церкви.
В сентябре 1799 года императорский двор перебрался на осеннее время из Санкт-Петербурга в Гатчину, которая с 1783 года принадлежала цесаревичу Павлу Петровичу. На 12 (25) октября 1799 года государь назначил перенесение святынь в Россию.
В 10 часов утра из гатчинского дворца выехал императорский кортеж по направлению к Ингебургу, где находились представители Мальтийского ордена. После встречи депутации у Спасских ворот и краткого молебна император с семьей, духовенством и многочисленной свитой отправились обратно во дворец.
Во главе крестного хода шествовал митрополит Гавриил (Петров), за которым в золотой карете ехал будущий кавалер императорского ордена святого апостола Андрея Первозванного граф Джулио Ренато Лита Висконти Арезе (1765 – 1839), принявший впоследствии православие и имя Юлия Помпеевича. Он вез на красной бархатной подушке золотой ковчег с десницей святого пророка. За графом следовали мальтийские рыцари, везшие небольшую чудотворную икону Божией Матери Филермо и крест из части древа Животворящего Креста Господня. Рядом с каретой в парадном облачении Великого магистра шел Павел I в сопровождении свиты из числа рыцарей. По прибытии во дворец он сам взял золотой ковчег и внес его в дворцовую церковь, где святыня и была положена на отведенное для нее место. Государь незамедлительно распорядился выделить свыше семи фунтов (2,8665 кг) золота ювелиру Ф. К. Теремену на изготовление драгоценной ризы для чудотворной Филермской иконы Божией Матери. Риза была также усыпана драгоценными камнями. Тогда же было изготовлено два ковчега – для десницы святого Иоанна Крестителя и частицы Животворящего Креста Господня. Так Россия обрела три великие христианские святыни.
В память об этом событии Русская Православная Церковь установила 12 (25) октября празднование – перенесение из Мальты в Гатчину части древа Животворящего Креста Господня, Филермской иконы Божией Матери и десной руки святого пророка Иоанна Предтечи и Крестителя Господня. Праздник торжественно отметили лишь однажды – в 1800 году, и после насильственной смерти 1 (14) марта 1801 года Павла I праздник значился только в месяцеслове и не приобрел всероссийского и общецерковного значения. Тем не менее каждый год, вплоть до 1919 года, в день 12 (25) октября в придворном соборе Зимнего дворца во имя Спаса Нерукотворного совершалась торжественная служба.
Назад к списку