Православный приход Петро-Павловского собора г.Симферополя Республики Крым - Петро-Павловский кафедральный собор
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Петро-Павловский кафедральный собор

12 июля по новому стилю православные отмечают день славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла. В этот день в церквах проходят службы, во время которых святые Петр и Павел прославляются как «други Христовы», «реки премудрости», «небеснии проповедники», «всего мира предстатели», «ученики Христовы, и основание Церкви, истинные столпы и стены, и трубы божественныя Христовых учений и страданий».

Славные и всехвальные первоверховные апостолы Петр и Павел
Икона второй половины XV века

Напомним, что простой рыбак Петр, изначально носивший имя Симон, призванный Господом на путь апостольства, стал столь ревностным учеником Спасителя, что после призвания к служению Господу получил имя Петр, что означает «камень».

Апостол Павел сначала носил имя Савл, что на древнееврейском означает «выпрошенный», «вымоленный», и принадлежал к секте фарисеев, жестоко преследовал христиан. Новозаветные Деяния Апостолов повествуют, что однажды, направляясь в город Дамаск, чтобы расправиться с учениками Христа, он был удостоен видения — ослепившего его (на три дня) яркого света с неба и явления Христа, вопросившего: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? С того момента Савл уверовал во Христа.

Святые апостолы Павел и Петр по приказу римского императора Нерона были заключены в Мамертинскую темницу и одновременно приняли мученическую смерть в 67 г. новой эры.

Немало храмов по всей Руси возведено в честь этих двух столпов христианства, принявших две тысячи лет назад мученическую кончину во Имя Христово.

Из самых известных — Петропавловский собор в Санкт-Петербурге, из самых новых — 15-летний по «возрасту» величественный белокаменный храм Петра и Павла в Прохоровке под Белгородом, возведенный на месте, где 12 июля 1943 г. состоялось знаменитое танковое сражение, ставшее высшей точкой Курской битвы.

Однако сегодня мы расскажем о Петро-Павловском кафедральном соборе Симферополя, который во всем своем величии и красоте был построен при Правящем Архиерее Таврической епархии Архиепископе Гурии (Карпове), ныне прославленном в лике святых. Святитель Гурий, управляя Таврической кафедрой в 1867—1882 гг., неоднократно совершал в этом соборе богослужения.

К храму во имя святых апостолов Петра и Павла следует добираться по небольшой старинной улочке, когда-то носившей соответственное имя Петропавловская, но теперь, по понятным историческим причинам, — Октябрьская. В советское время он находился в запустении, утратил колокольню, кресты, ограду.


Петро-Павловский собор
Построен он был в начале ХIХ века по просьбе и на средства жителей Симферополя (официальной датой основания города считается 1784 г.), тогда как татары называли это место Ак-Мечеть (белая мечеть).

Писатель, сенатор и член Российской академии Павел Иванович Сумароков (не путать с поэтом Александром Петровичем Сумароковым), посетив Симферополь в 1803 г., писал в «Досугах Крымского судьи», что нашел «одну русскую церковь (Константино-Еленинскую — прим. авт.) в беднейшем татарском домике, устроенную для квартировавшего здесь Владимирского бомбардирского полка, и одну греческую. А народонаселение города состояло из 66 дворян, других русских разного звания жителей, как то: купцов, ремесленников, рабочих и других, всего 360 душ; греков 42, армян 31, немцев 10, молдаван 19, евреев 32, цесарскоподданных 25 и турецкоподданных 50; всего до 1 тысячи душ, не считая квартирующих войск».

Строительство же нового храма, для чего православные прихожане собирали средства, началось в 1805 г., и 8 ноября 1806 г. новая церковь была освящена. Она была деревянной — так сказать, по средствам, без росписей, главным украшением являлся иконостас. Колокола для Петро-Павловской церкви были отлиты из меди, оставшейся после закрытия монетного двора Ак-Мечети.

Лет через двадцать с лишним обветшавший храм закрыли. В городе был возведен новый кафедральный собор, Александро-Невский, куда передали из Петро-Павловской церкви колокола, церковную утварь, ризницу.

Во второй половине XIX века в Крыму стараниями святителя Иннокентия, архиепископа Херсонского и Таврического (в миру Иван Алексеевич Борисов), была открыта новая епархия Православной Церкви. Деятельность свт. Иннокентия широко известна в православном мире не только значительной патриотической и духовной деятельностью в годы Крымской войны. Благодаря Святителю расширились границы епархии, возрождались монастыри, крепли позиции христианства на полуострове, началось активное строительство новых и реконструкция старых церквей.

В 1865 г. симферопольцы решили возродить Петро-Павловский храм, для чего создали строительный комитет, в который вошли бывший церковный староста Афанасий Иванович Тисов, священники Руднев и Лисневский, дьякон Антип Штенко, почетные граждане Кузьмин и Старцов.

Символично: проект нового храма был разработан архитектором из Санкт-Петербурга К. Лазаревым. Из требуемых для претворения проекта в жизнь 55-ти тысяч рублей 32 тысячи собрали прихожане, а 23 тысячи выделил Священный Синод. Для завершения работ пожертвовал 15 тысяч рублей купец Тисов, пробывший церковным старостой Петро-Павловского собора более 20 лет, а после кончины похороненный в левом приделе храма.

Старую деревянную церковь разобрали, и на ее месте 29 июня 1866 г. было заложено новое здание. Подрядными работами руководил К. К. Воронцов, контролировал выполнение работ губернский инженер Грачев. В августе 1866 г. строительство церкви было завершено, но еще 4 года продолжались отделочные работы. Храм, построенный в виде креста, имел 12 окон, устроенных в барабане. Особым изяществом отличалась внутренняя отделка храма. Восхищал своей красотой иконостас, выполненный мастером Зайцевым, с иконами византийского стиля.


Службы в Петро-Павловском храме возобновились 16 августа 1870 г., но уже с 1868 г. при храме работали церковно-приходское попечительство, а также мужское и женское училища.

Благодаря свидетельству епископа Гермогена мы знаем, что в соборе Петра и Павла сохранялась «замечательна древняя икона Пресвятыя Троицы с частию ризы Господней в ковчежце и с частицами мощей св. угодников, изображенных на иконе, в сребро-позлащенном кресте, с надписью 1693 год». Об этой святыне передают трогательную историю. Во время Крымской войны 1853—1856 гг. неизвестный офицер оставил икону в Петро-Павловской церкви с условием, что по окончании войны вернется за ней, а если же нет — завещал оставить в храме. Скорее всего, икона была семейной святыней. Благочестивый офицер с войны не вернулся. А икону в храме бережно сохраняли, по четвергам перед ней читался акафист.

В 1890 г. церковный двор прихожане обнесли ажурной металлической оградой, в самом дворе посадив деревья и декоративные кустарники. На небольшой площади, вымощенной булыжниками, проходили военные парады, народные гулянья. Территория вокруг Петро-Павловского храма и площади постепенно застраивалась одно- и двухэтажными домами — поскольку здания вокруг церкви не должны быть высокими, чтобы собор был хорошо виден со всех сторон.

В 1902—1903 гг. молодые художники из Академии художеств на средства церковного старосты С. И. Абрикосова расписали купол собора. В самом центре был изображен Господь Саваоф в окружении Небесных Сил, стены между окнами украсил орнамент, а по поясу барабана были написаны 12 медальонов с изображениями святых апостолов. В последующие два года была закончена и роспись стен.


Богослужения в Петро-Павловском соборе прекратились в безбожном 1937 г., страшном для нашего Отечества. Купол и колокольню большевики разобрали, в храме устроили склад, а по соседству — пункт приема стеклотары и пивную, для которых лучшего места, видимо, не нашлось.

Восстановлением Петро-Павловского собора, отходя от беспамятства, озлобления и забвения веры, власть занялась в конце 1980-х. Благодаря большой исследовательской работе, проведенной С. Л. Беловой в архивах Синода, удалось отыскать проекты, по которым восстановили колокольню и купол храма. Автором восстановительного проекта стала архитектор О. И. Сергеева, а работы выполнялись ЗАО «Крымреставрация».

Современный архитектурный облик церкви соединяет элементы разных стилей: классические формы органически сочетаются с формами древнерусского зодчества. Высокие окна украшены белокаменными наличниками. Верхнюю часть здания украшает ступенчатый карниз и закомары, в которых устроены круглые ниши. Венчает здание световой барабан с куполом «луковичной» формы, при входе в храм устроена паперть, есть каменная лестница, над которой возвышается колокольня. Главный вход обрамлен тонкими полуколоннами, с фасада смотрят на прихожан яркие мозаичные изображения Иисуса Христа, а также святых апостолов Петра и Павла.


Фасад Петро-Павловского собора
В храме имеется два придела — в честь святого Иоанна Кронштадтского и святого Серафима Саровского.

С 2003 г. Петро-Павловскому собору был придан статус кафедрального.

Епархиальные источники сообщают, что в 2004 г. в храме произошло чудо — на стекле, за которым стояла икона святителя Николая Чудотворца, проявился его нерукотворный лик. Это стекло тоже теперь выставлено рядом с иконой для поклонения верующих.


Лик Николая Чудотворца на стекле и на иконе
Напомним, что аналогичное чудо с отпечатком Образа на стекле киота произошло в 1993 г. Киеве, в Свято-Введенском монастыре с Богородичной иконой «Призри на смирение».

Говоря о Свято-Петропавловском кафедральном соборе Симферополя, нельзя не вспомнить о том, что тут покоятся святые мощи крымского святителя Гурия Карпова, архиепископа Таврического, прославленного не только как местночтимый святой в землях Таврии, но и в Китае, где, будучи 18 лет епископом, он нес свет Православной веры. Прославление святителя Гурия в лике святых состоялось в этом же храме в августе 2008 г., торжественное прославление в лике святых архиепископа Гурия возглавил сам Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир.


Прославление Гурия Карпова 23 августа 2008 г.
Сейчас рядом с тем местом у алтаря, где постоянно пребывают святые мощи архиепископа Гурия, находится празднично украшенная икона «Собор святых мучеников китайских». Предполагается, что когда в крымской столице будет воссоздан взорванный в 1930 г. кафедральный Александро-Невский собор, в котором находилась архиерейская кафедра архиепископа Таврического Гурия (Карпова), его святые мощи будут перенесены в этот возрожденный соборный храм.

А сейчас именно в кафедральный Свято-Петропавловский собор постоянно поступают свидетельства об исцелениях и чудотворениях, происходящих уже в наши дни по молитвам святителя Гурия. (Роман ОЛЕЧКО)


Назад к списку